Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

тью «Первый гидроаэроплан в Северном Ледовитом океане», опубликованную в 1915 году в 38 выпуске журнала «Записки по гидрографии», начальник ГГУ Михаил Жданко написал такие слова: «нельзя не сказать с отрадным чувством для каждого рус­ ского человека, что не только на поприще мо­ реходства, как с целью промышленной, так и с целью научной, но и на поприще авиации в вы­ соких широтах полярных стран первенство при­ надлежит русским людям: русским поморам- промышленникам, русским гидрографам, и, наконец, русскому же офицеру-летчику». Казалось бы, впереди эра замечательных откры­ тий и нововведений в Арктике, но судьба распоряди­ лась несколько иначе. После возвращения «Святого Фоки» в Петроград богатейшие научные результаты экспедиции Седова, включая карты морских глубин и указание безопасных сроков и путей для морепла­ вания, были преданы забвению. Одной из причин этого стало то, что формально эта крупная полярная экспедиция окончилась неудачей. Но главной причи­ ной, безусловно, стала война, которая отодвинула на десятилетие и реализацию авиационного освоения Арктики. Принял в ней непосредственное участие и сам Ян Иосифович Нагурский. В 1915 году в чине лейтенанта берегового состава он испытывал гидро­ самолеты. Однажды, взлетев с пассажиром и с пол­ ным снаряжением, Нагурский выполнил подряд две «петли Нестерова», названных так в честь его това­ рища по летным занятиям в аэроклубе. Тем самым он доказал применимость элементов высшего пилотажа в боевых условиях даже для гидросамолетов. 9 ав­ густа 1917 года первого полярного летчика зачисли­ ли в одну из авиационных частей, базировавшихся на острове Эзель. Отсюда Нагурский отправлялся на патрулирование и «охоту» за немецкими транспор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz