Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.
тью «Первый гидроаэроплан в Северном Ледовитом океане», опубликованную в 1915 году в 38 выпуске журнала «Записки по гидрографии», начальник ГГУ Михаил Жданко написал такие слова: «нельзя не сказать с отрадным чувством для каждого рус ского человека, что не только на поприще мо реходства, как с целью промышленной, так и с целью научной, но и на поприще авиации в вы соких широтах полярных стран первенство при надлежит русским людям: русским поморам- промышленникам, русским гидрографам, и, наконец, русскому же офицеру-летчику». Казалось бы, впереди эра замечательных откры тий и нововведений в Арктике, но судьба распоряди лась несколько иначе. После возвращения «Святого Фоки» в Петроград богатейшие научные результаты экспедиции Седова, включая карты морских глубин и указание безопасных сроков и путей для морепла вания, были преданы забвению. Одной из причин этого стало то, что формально эта крупная полярная экспедиция окончилась неудачей. Но главной причи ной, безусловно, стала война, которая отодвинула на десятилетие и реализацию авиационного освоения Арктики. Принял в ней непосредственное участие и сам Ян Иосифович Нагурский. В 1915 году в чине лейтенанта берегового состава он испытывал гидро самолеты. Однажды, взлетев с пассажиром и с пол ным снаряжением, Нагурский выполнил подряд две «петли Нестерова», названных так в честь его това рища по летным занятиям в аэроклубе. Тем самым он доказал применимость элементов высшего пилотажа в боевых условиях даже для гидросамолетов. 9 ав густа 1917 года первого полярного летчика зачисли ли в одну из авиационных частей, базировавшихся на острове Эзель. Отсюда Нагурский отправлялся на патрулирование и «охоту» за немецкими транспор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz