Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.
с суши она подняться в воздух не могла, Нагурскому с Кузнецовым пришлось соорудить из бревен скат, с помощью которого они и спустили летающую лод ку на воду. Ян Иосифович совершил пробный полу часовой полет над бухтой. «Фарман» поднял в воз дух около 350 килограмм веса, так что на борт взяли только самое необходимое - винтовки, одежду и про довольствие. 8 августа 1914 года в 4 часа 30 минут утра Я. И. Нагурский и Е. В. Кузнецов вылетели на север вдоль западного побережья Новой Земли, держа высоту не более 1500 метров. Нагурский так передавал свои впечатления от этого первого в истории человече ства полета в небе Арктики: «Тяжело груженый самолет с трудом поднялся надо льдами, но за тем стал быстро набирать высоту. Перед нами открывались все более красивые виды. Направо находился остров с грядами островерхих хреб тов и спускавшимися по ним ледниками , нале во - белый океан > на котором кое-где виднелись темные пятна открытой воды. Ледяными вер хушками сверкали живописные > фантастиче ских форм айсберги. Они были расположены то ровными рядами, то беспорядочно разбросаны; по форме одни напоминали стройные обелиски или призмы, другие - странного вида коряги. Все они искрились, как бы обсыпанные миллионами бриллиантов, в лучах незаходящего солнца. Со знание, что я первый человек, поднявшийся на самолете в этом суровом краю вечной зимы, на полняло радостью и беспокойством, мешало со средоточиться. Летел я, ориентируясь по бере гам Новой Земли и компасу. От мыса Борисова начались льды и торосы. С севера надвигались густые облака, внизу несся сплошной туман. Когда ориентирование стало затруднительным, 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz