Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.
Незадолго до этого в газете «Новое время» писали о способном и отважном летчике Яне Нагурском. Его- то и вызвал на беседу генерал-лейтенант Жданко. Ян Иосифович Нагурский родился 27 января 1888 года в небольшом польском городке Влоцлавек. Вес ной 1906 года он поступил в Одесское юнкерское пе хотное училище, по окончании которого в 1909 году был произведен в подпоручики и, к удивлению мно гих, выбрал местом службы 23-й Восточно-Сибирский стрелковый полк, хотя как отличник мог проситься в любую часть на европейской территории России. В полку, дислоцированном в Хабаровске, Нагурский прослужил около года младшим офицером. В 1910 году Ян поступил в Санкт-Петербургское Высшее мор ское инженерное училище. Возникший у него к тому времени интерес к авиации привел молодого чело века во Всероссийский аэроклуб, базировавшийся в Новой Деревне. Свой первый полет Нагурский совер шил на самолете конструкции братьев Райт. В аэро клубе он познакомился с Петром Нестеровым - буду щим автором знаменитой «петли Нестерова». В июне 1912 года Яна Нагурского зачислили в авиационный отдел офицерской воздухоплавательной школы, рас полагавшейся в Петербурге на Волковом поле. Первое, что спросил Жданко у Нагурского это его мнение о принципиальной возможности применения самолетов в Арктике. Не стоит забывать, что подоб ных прецедентов на тот момент создано не было, как и специальных двигателей, специальных тех нических жидкостей, герметичных кабин и теплого обмундирования. Пилот ответил: «Скорее всего, самолеты могут быть использованы в поляр ных условиях». Тогда Жданко поручил Нагурскому подготовить свои конкретные соображения по этому вопросу, уделяя особое внимание организации пред стоящих полетов и выбору типа машины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz