Пожидаева. О. В. Судьба и творчество А.И. Герцена в некоторых произведениях русской литературы XIX века (к 200-летию со дня рождения писателя) / О. В. Пожидаева // X Масловские чтения / М-во образования и науки Рос.Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка, Мурм. обл. дет.-юнош. б-ка. - Мурманск, 2012. - С. 117-121.
нию не только личности, но и мира вокруг нее. А человек, стремящийся к свободе, перешагнув определенную границу, может заодно освободиться и от самого себя. Трагическая история гордого, рационального сознания, жаж дущего любви и свободы близка нам и сегодня. Не случайно сюжет «Крот кой» в XX в. привлек внимание не только русского режиссера А. Борисова, но и француза Р. Брессона. Рассуждая о гибели Лизы Герцен, Достоевский подчеркивает отсутствие связи ее сознания с русской почвой, напоминая о еще одном важном споре XIX в. - споре западников и славянофилов. Герцену импонировало то, что славянофилы не принимали николаев скую монархию как неорганичную для России. Но писателя не устраивала апология традиционного религиозного мироощущения, нападки на идеал свободомыслящей, независимой личности, которому славянофилы проти вопоставляли идеал крестьянской общины, где личность, независимость которой они приравнивали к гордости, растворяется в коллективном нача ле, спасая себя тем самым от индивидуализма. Герцен был чужд катего ричности в оценке позиции и западников и славянофилов, о чем свиде тельствуют некоторые размышления писателя на страницах «Былого и дум», например - в главах «Московский университет» 1 части [8], «На ши», «Не наши» 4 части [9]. Именно из споров о судьбе России между Герценом и Тургеневым родился образ западника Потугина в романе Тургенева «Дым». Герой бес конечно критикует русские нравы, культуру, политику. Интересно, что Герцену образ Потугина был глубоко несимпатичен, а Тургенев, в свою очередь, обвинял Герцена в том, что он наполняет молодые головы «еще не перебродившей социально-славянофильской брагой» [10]. Именно Герцен стал одним из прототипов А.П. Версилова - героя ро мана Ф.М. Достоевского «Подросток» [11]. В образе Версилова писатель во плотил тип русского интеллектуала, сознание которого - результат траги ческого столкновения западных смыслов с незападной традицией. К слову сказать, идея Ротшильда - идея свободы и власти, обретенных посредст вом богатства, которой одержим другой герой романа «Подросток» - юный Аркадий Долгорукий, навеяна, в том числе, и одним из эпизодов «Былого и дум». Герцен вспоминает: когда царское правительство отказалось вы дать деньги под костромское имение, он по совету друзей обратился за по мощью к Ротшильду. Ротшильд выкупил бумаги Герцена и пригрозил Ро манову отказом в денежной ссуде в случае, если бумаги не будут оплачены. «Царь иудейский, - пишет Герцен, - сидел спокойно за своим сто лом, смотрел бумаги, писал что-то на них, верно, все миллионы... - Ну, что, - сказал он, обращаясь ко мне, - довольны?.. Через месяц или полтора тугой на уплату петербургский купец 1-ой гиль дии Николай Романов, устрашенный... уплатил, по величайшему повеле нию Ротшильда, незаконно задержанные деньги с процентами и процента ми на проценты, оправдываясь неведением законов...» [12]. В мире все 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz