Пожидаева, О. В. Опыт прочтения некоторых произведений современной скандинавской литературы / О.В. Пожидаева // Вестн. "Баренц-Центра" МГПУ. - 2003. - № 4 (02). - С. 146-154.

ний госпожи Бьёрк. На госпожу Бьёрк производит впечатление, что Спаситель послушно умирает и воскресает, как марионетка, повинуясь повороту её головы. Госпожа Бьёрк выбирает открытку, на которой Иисус белокур и худ. Но можно купить черноволосого или с пепельны­ ми волосами, а если предпочитаешь более полного, найдётся и такой»11. Спаситель, которым можно манипулировать. Его создали те, «кто ни­ чего не весит». «И они так же невинны, как она сама» —Вивиан Бьёрк. Рим —временное пристанище героини, неизбежно возвращение в Шве­ цию, которое не означает возвращения к прежней жизни. Бунт продол­ жается. Фру Бьёрк, бездомная, опустившаяся женщина решает отомстить бросившему её когда-то, но по-прежнему любимому первому мужу. Собрав последние силы, она решает заявить своё «я» убийством и само­ убийством. Косметический салон на последние деньги, дорогая одеж­ да, машина, куда Вивиан садится вместе с неверным спутником жизни. Госпожа Бьёрк прибавляет газ, видя впереди на повороте дороги отвес­ ную стену горы. Не менее захватывающим является роман «Пассионата» Эрнста Бруннера, который был впервые опубликован крупнейшим шведским издательством Bonniers в 1994 году и сразу стал бестселлером. В рус­ ском переводе Е. Самуэльсон произведение было издано в 1997 году. Это настоящий «шведский детектив» с преследованием, местью, убийствами, возмездием, страстями. Не случайно и название романа: passion — страсть. Главный герой произведения —детский врач Эрик Паркер, живущий в южном районе Стокгольма. Ему тридцать лет, Пар­ кер — личность импульсивная и рефлексирующая. Только что герой пережил трагедию —по его вине умер в клинике восьмимесячный ре­ бёнок, поэтому профессиональная деятельность временно оставлена. Герой окружён поклонницами. Писатель не скупится на эротические сцены, при этом ему удаётся удачно балансировать на той грани, за ко­ торой описание физической любви разрушает художественную ткань повествования, лишая его эстетической значимости. Наконец появля­ ется она — Кора, личность сначала в высшей степени таинственная. Как впоследствии выясняется, девушка прибыла в Стокгольм, чтобы ценой собственной жизни отомстить обидчику своей матери и семьи. Месть жестока: приговорённый ею погибает в наполненной газом, плот­ но закрытой комнате. Кора неожиданно для себя остаётся жить, лю­ бить. Финал романа —лишь начало отношений героев, вдохновлённых страстью, у которой «не было географии». Страсть — не любовь, она притягательна, как огонь, и столь же опасна, это своеобразное оди­ ночество вдвоём. «Удивительно, —размышляет герой, —но <...> я стал ещё более одиноким, чем прежде. Этой ночью, лёжа на горячей жестя­ 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz