Пожидаева, О. В. Опыт прочтения некоторых произведений современной скандинавской литературы / О.В. Пожидаева // Вестн. "Баренц-Центра" МГПУ. - 2003. - № 4 (02). - С. 146-154.

цирка шапито. Читатель становится свидетелем необычной любви-не­ нависти Пинона к своей второй голове — женщине Марии: его жена (так называет герой Марию) всегда с ним, и он всегда одинок, как и она. «Они жили и умерли в плену друг у друга. Сперва в несчастье, по­ том — наверное, то было счастье. Он носил её, как шахтёр носит свою шахтёрскую лампочку; эта лампочка излучала и тьму, и свет, так обыч­ но и бывает»5. Судьба именно этого героя открывает тайну такого оби­ лия в образной системе романа психического и физического несовер­ шенства, неожиданно сочетающегося с жаждой любви и красоты. «На самом деле монстры созданы в качестве религии для человека, святого человека, в принципе несокрушимого и потому постоянно подвергаю­ щегося попыткам его сокрушить, уникального человека, каким бы де­ формированным ни было его тело <...> оказавшись среди тех, кто вни­ зу, среди последних, они приняли на себя более высокую, трудную и великую миссию. Они были пробным камнем: человек с деформиро­ ванным телом показывал, на чьей он стороне —на стороне совершен­ ного Бога или на стороне несовершенного человека»6. О смерти и любви к жизни размышляет в рассказе «Внезапная спа­ сительная мысль» (1989) норвежский писатель Хьелль Аскильдсен. Пе­ ревод текста впервые был представлен на страницах третьего номера журнала «Иностранная литература» за 2002 год7. Хьелль Аскильдсен, как замечает переводчик О. Дробот, —«визитная карточка» Норвегии: как только заходит речь о современной литературе, о переводах на дру­ гие языки, премиях, первым как самого именитого вспоминают этого прозаика. Его рассказы — классика малой формы, их отличает лако­ ничность, простота. Рассказ, предложенный русскому читателю «Ино­ странной литературой», взят из сборника «Всё хорошо, пока хорошо», который будет полностью выпущен издательством «Текст». Читатель становится свидетелем случайных, а потом и закономерных коротких встреч на скамейке двух стариков — бывшего судьи и того, кто был приговорён им в своё время к нескольким годам тюрьмы, — повество­ вателя. Ирония судьбы, но у каждого никого ближе сидящего рядом на скамейке в этом мире нет. Одновременное желание человеческого теп­ ла и свободы заставляет одного из героев совершить, как он сам замеча­ ет, «единственный в жизни осмысленный поступок», о котором чита­ телю остаётся лишь догадываться. Совсем не похож на размеренное, почти бессюжетное повествова­ ние Хьелля Аскильдсена роман шведского писателя нового поколения Юнаса Гарделя (род. в 1963 г.) «Жизнь и приключения госпожи Бьёрк» (1990), исполненный драматизма и динамики. Юнас Гардель, завоевав большой успех как молодой драматург и прозаик, сегодня больше изве­ 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz