Пожидаева, О. В. Опыт прочтения некоторых произведений современной скандинавской литературы / О.В. Пожидаева // Вестн. "Баренц-Центра" МГПУ. - 2003. - № 4 (02). - С. 146-154.
цирка шапито. Читатель становится свидетелем необычной любви-не нависти Пинона к своей второй голове — женщине Марии: его жена (так называет герой Марию) всегда с ним, и он всегда одинок, как и она. «Они жили и умерли в плену друг у друга. Сперва в несчастье, по том — наверное, то было счастье. Он носил её, как шахтёр носит свою шахтёрскую лампочку; эта лампочка излучала и тьму, и свет, так обыч но и бывает»5. Судьба именно этого героя открывает тайну такого оби лия в образной системе романа психического и физического несовер шенства, неожиданно сочетающегося с жаждой любви и красоты. «На самом деле монстры созданы в качестве религии для человека, святого человека, в принципе несокрушимого и потому постоянно подвергаю щегося попыткам его сокрушить, уникального человека, каким бы де формированным ни было его тело <...> оказавшись среди тех, кто вни зу, среди последних, они приняли на себя более высокую, трудную и великую миссию. Они были пробным камнем: человек с деформиро ванным телом показывал, на чьей он стороне —на стороне совершен ного Бога или на стороне несовершенного человека»6. О смерти и любви к жизни размышляет в рассказе «Внезапная спа сительная мысль» (1989) норвежский писатель Хьелль Аскильдсен. Пе ревод текста впервые был представлен на страницах третьего номера журнала «Иностранная литература» за 2002 год7. Хьелль Аскильдсен, как замечает переводчик О. Дробот, —«визитная карточка» Норвегии: как только заходит речь о современной литературе, о переводах на дру гие языки, премиях, первым как самого именитого вспоминают этого прозаика. Его рассказы — классика малой формы, их отличает лако ничность, простота. Рассказ, предложенный русскому читателю «Ино странной литературой», взят из сборника «Всё хорошо, пока хорошо», который будет полностью выпущен издательством «Текст». Читатель становится свидетелем случайных, а потом и закономерных коротких встреч на скамейке двух стариков — бывшего судьи и того, кто был приговорён им в своё время к нескольким годам тюрьмы, — повество вателя. Ирония судьбы, но у каждого никого ближе сидящего рядом на скамейке в этом мире нет. Одновременное желание человеческого теп ла и свободы заставляет одного из героев совершить, как он сам замеча ет, «единственный в жизни осмысленный поступок», о котором чита телю остаётся лишь догадываться. Совсем не похож на размеренное, почти бессюжетное повествова ние Хьелля Аскильдсена роман шведского писателя нового поколения Юнаса Гарделя (род. в 1963 г.) «Жизнь и приключения госпожи Бьёрк» (1990), исполненный драматизма и динамики. Юнас Гардель, завоевав большой успех как молодой драматург и прозаик, сегодня больше изве 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz