Пожидаева, О. В. Античный эпос в творчестве Л. Н. Толстого : (к 100-летию со дня смерти писателя) / О. В. Пожидаева // VIII Масловские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2010. - Ч. 1. - С. 183-191.
в его способности иногда интуитивно уловить общее направление потока «роевой» народной жизни и подчиниться ему. Эпический художник созер цает мировые события в их вековом развитии, знает о постоянстве законов природы, общества. Поэтому ход жизни отдельных личностей, их смерть не меняют вечного, не зависящего только от частной воли круговорота природы. Вот как об этом сказано в шестой песне «Илиады»: Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков: Ветер одни по земле развевает, другие дубрава, Вновь расцветая, рождает, и с новой весной возрастают; Так человеки: сии нарождаются, те погибают [1, с. 103]. Здесь необходимо вспомнить, что Гомер, описывая в своей поэме факт, имевший место в XIII или XII вв. до нашей эры - поход ахейцев на Трою, преподносит историю в ее мифологическом облачении. Действую щими героями поэмы являются, наряду с людьми, боги. По замечанию И.М. Тройского, среди героических фигур встречаются старинные боги местного значения, не пользовавшиеся общегреческим признанием и пре вращенные эпической традицией в героев. Так, Елена, похищение которой послужило, согласно сказанию, причиной войны, представляет собой низ веденную до человеческого уровня богиню растительности, чтившуюся в Спарте. Исторические события здесь сплетены с мифологическим сюже том об освобождении богини плодородия, похищенной враждебными си лами, и о последующих злоключениях освободителей, преследуемых вра гом. Об искажении исторической правды Гомером рассуждал и Дион из Прусы, странствующий философ и оратор уже времен Римской империи: в своей «Троянской» речи он доказывал, что Гомер своим рассказом почти тысячу лет обманывал человечество. Дион последовательно развил мысль о том, что Елена, возможно, добровольно последовала за Парисом, жени хом из могучей Трои, которая, в отличие от Спарты, на тот момент владела почти всей Азией с ее несметными богатствами, и что Троя не была взята греками. Философ из Прусы обращает внимание на отсутствие логики в поведении героев-победителей гомеровской поэмы: греки отплывают от Трои наспех, порознь, как это бывает в пору поражений, а троянцы, среди которых и знаменитый Эней, напротив, оказываются в скором времени по корителями Италии [9, с. 250-251]. Как гомеровский эпос основывается на мифологическом осмыслении реальных исторических событий, так и роман Толстого - мифологизиро ванная русская история начала XIX в. И в том и в другом случае история становится лишь поводом для размышления о человеке и вечных законах жизни. Особенности сюжета романа Толстого, сопряжение в нем истории с частным существованием человека, эпический взгляд на жизнь, место в ней личности, убеждение в том, что законы общественного развития, даже во время военных действий, основаны на самых простых и непреложных 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz