Пожидаева, О. В. Античный эпос в творчестве Л. Н. Толстого : (к 100-летию со дня смерти писателя) / О. В. Пожидаева // VIII Масловские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2010. - Ч. 1. - С. 183-191.

почему произведение русского писателя начинается и разворачивается в некотором условном, внеисторическом, пространстве, несмотря на упоми­ нание реальных исторических дат, событий, имен. Интересные замечания по этому поводу сделала Е. Цимбаева [10, с. 177-179]. Исследовательница утверждает, что Толстой в исторических терминах описывает ситуацию, которую можно начать сказочной формулой: «В некотором царстве, в не­ котором государстве». Действие романа начинается в июле 1805 г. в сало­ не фрейлины императрицы Марии Федоровны Анны Павловны Шерер, че­ го по нормам этикета светской жизни того времени не могло быть. Фрей­ лины неотлучно находились при императрице, постоянно жили в зимнем дворце и не имели возможности завести собственный дом. Салон фрейли­ ны, незамужней дамы, которая осуществляет прием гостей без мужчины в доме, - вымысел Толстого. Время начала действия также нереально. Летом общество разъезжалось по дачам и имениям и никаких великосветских приемов не могло быть. Как не могло быть и офицерской пирушки у Кура­ гина, в которой участвует Пьер, так как войска переводились в летние ла­ геря. Далек от исторической правды и образ Наполеона, который предстает в произведении Толстого только как человек холодного расчета, претенци­ озный до карикатурности. Кутузов Толстого способен «спать» на тех воен­ ных советах, которые ничего не решают, поскольку любое событие, по мнению писателя, совершается не столько усилием частной воли, а сти­ хийными, «роевыми» устремлениями человеческих множеств. Русский полководец описывается Толстым только как истинный эпический герой, внутренне и внешне связанный с общенародной жизнью и общенародным делом. Любопытно, что сами факты истории дают повод для эпического ее осмысления: Наполеон в 1812 г. двинулся на Москву, а не на Петербург, где находились тогда царь и правительство, поскольку полумифологиче- ское западное восприятие именно в Москве видит истинный духовный центр России. Причина войны Наполеона против России в романе почти фатальна: народы Запада хлынули на Восток. Конечно, Толстой далек от веры в античный рок и вмешательство богов в исторические события, но отдельные замечания писателя о законах движения истории очень напоми­ нают гомеровский эпос. При этом нельзя забывать, что и в античном эпосе древний фатализм сочетается с возможностью свободного выбора для че­ ловека. Вспомним размышления писателя о смерти Кутузова. «За движе­ нием народов с запада на восток должно было последовать движение на­ родов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый дея­ тель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый други­ ми побуждениями. <...> Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нече­ го. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер» [7, т. 7, с. 215]. Достоинство Кутузова заключается, по Толстому, 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz