Пожидаева, О. В. Античный эпос в творчестве Л. Н. Толстого : (к 100-летию со дня смерти писателя) / О. В. Пожидаева // VIII Масловские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2010. - Ч. 1. - С. 183-191.
почему произведение русского писателя начинается и разворачивается в некотором условном, внеисторическом, пространстве, несмотря на упоми нание реальных исторических дат, событий, имен. Интересные замечания по этому поводу сделала Е. Цимбаева [10, с. 177-179]. Исследовательница утверждает, что Толстой в исторических терминах описывает ситуацию, которую можно начать сказочной формулой: «В некотором царстве, в не котором государстве». Действие романа начинается в июле 1805 г. в сало не фрейлины императрицы Марии Федоровны Анны Павловны Шерер, че го по нормам этикета светской жизни того времени не могло быть. Фрей лины неотлучно находились при императрице, постоянно жили в зимнем дворце и не имели возможности завести собственный дом. Салон фрейли ны, незамужней дамы, которая осуществляет прием гостей без мужчины в доме, - вымысел Толстого. Время начала действия также нереально. Летом общество разъезжалось по дачам и имениям и никаких великосветских приемов не могло быть. Как не могло быть и офицерской пирушки у Кура гина, в которой участвует Пьер, так как войска переводились в летние ла геря. Далек от исторической правды и образ Наполеона, который предстает в произведении Толстого только как человек холодного расчета, претенци озный до карикатурности. Кутузов Толстого способен «спать» на тех воен ных советах, которые ничего не решают, поскольку любое событие, по мнению писателя, совершается не столько усилием частной воли, а сти хийными, «роевыми» устремлениями человеческих множеств. Русский полководец описывается Толстым только как истинный эпический герой, внутренне и внешне связанный с общенародной жизнью и общенародным делом. Любопытно, что сами факты истории дают повод для эпического ее осмысления: Наполеон в 1812 г. двинулся на Москву, а не на Петербург, где находились тогда царь и правительство, поскольку полумифологиче- ское западное восприятие именно в Москве видит истинный духовный центр России. Причина войны Наполеона против России в романе почти фатальна: народы Запада хлынули на Восток. Конечно, Толстой далек от веры в античный рок и вмешательство богов в исторические события, но отдельные замечания писателя о законах движения истории очень напоми нают гомеровский эпос. При этом нельзя забывать, что и в античном эпосе древний фатализм сочетается с возможностью свободного выбора для че ловека. Вспомним размышления писателя о смерти Кутузова. «За движе нием народов с запада на восток должно было последовать движение на родов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый дея тель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый други ми побуждениями. <...> Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нече го. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер» [7, т. 7, с. 215]. Достоинство Кутузова заключается, по Толстому, 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz