Пожидаева, О. В. Античный эпос в творчестве Л. Н. Толстого : (к 100-летию со дня смерти писателя) / О. В. Пожидаева // VIII Масловские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2010. - Ч. 1. - С. 183-191.

которая враждебна России-Трое. Важно, что именем Елена не называли русских дворянок в XIX в., его носили только обрусевшие немки. В рус­ ском обиходе существовал только простонародный вариант —Алена. Елена Курагина, чуждая всему русскому, бездуховная, но прекрасная внешне, от­ дается в жены Пьеру Безухову, своеобразному alter ego Толстого. Пьер в растерянности: «Ему неловко было, что он один занимает внимание всех, что он счастливец в глазах других, что он, со своим некрасивым лицом, ка­ кой-то Парис, обладающий Еленой». Во время войны 1812 г. Елена гибнет. Причем она умирает, запутавшись в собственных интригах, окруженная сплетнями, в один из трудных для России моментов истории: французы вошли в Москву [7, т. 7, с. 12-13]. Сопричастности общему народному го­ рю в Елене нет, как нет настоящей любви и человеческого тепла. Русская Троя в романе Толстого побеждает, русский Парис, Пьер Безухов, не поги­ бает, приобщается к мудрости «живой жизни» и обретает семейное счастье с истинной троянкой Наташей Ростовой. Кроме того, эпос - это «внеисторическая история». Неоднократно уже современниками Толстого отмечалось, что русский писатель созна­ тельно искажает исторические факты, образы в произведении, стремясь постичь вечные, глубинные законы жизни. Например, современник Тол­ стого А.С. Норов, обращая внимание на вольную интерпретацию в «Войне и мире» истории, замечал: «Если бы книга графа Толстого была написана иностранцем, то всякий сказал бы, что он не имел под рукою ничего, кроме частных рассказов». Но хорошо известно, что писатель тщательно изучал исторические документы интересующей его эпохи, записки и воспомина­ ния участников тех событий, в конце сентября 1867 г. выезжал осматри­ вать Бородинское поле, исходил пешком места боевых действий. Семь раз переписывал Толстой роман (видимо, искажение исторических фактов не случайное, а намеренное, о чем сам писатель говорит в своеобразном по­ слесловии к роману «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”: «Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами истори­ ков. Оно не случайное, а неизбежное. <...> Как историк будет неправ, еже­ ли он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельно­ сти, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни, так и худож­ ник не исполнит своего дела, представляя лицо всегда в его историческом значении» [7, т. 7, с. 359]. По замечанию А.Ф. Лосева, эпический художник любит наблюдать постоянство жизненных явлений не только в настоящем, но и в прошлом, для него «даже и не существует особенно глубокой раз­ ницы между настоящим и прошлым. Он изображает по преимуществу все постоянное, устойчивое, вековое, для всех очевидное и всеми признавае­ мое» [6, с. 42]. Этому требованию эпоса в полной мере соответствует про­ изведение Толстого. Не случайно Д.В. Григорович в свое время заметил: «История - роман прошедшего; роман, как “Война и мир” Толстого, - ис­ тория прошедшего, настоящего и частью будущего» [7, т. 7, с. 397]. Вот 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz