Пожидаева, О. В. Античный эпос в творчестве Л. Н. Толстого : (к 100-летию со дня смерти писателя) / О. В. Пожидаева // VIII Масловские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2010. - Ч. 1. - С. 183-191.

нике человека отличает действия героев в финале «Илиады» и «Войны и мира». Во время работы над «Войной и миром» Толстой неоднократно от­ мечает в дневниках, что читает Гомера. Конечно, эпос античного сказителя не исчерпывает круг чтения писателя, но во многом определяет ход его мысли. Так, например, в дневнике от 30 сентября 1865 г. мы находим за­ пись: «В картине нравов, построенных на историческом событии, - “Одис­ сея”, “Илиада”, “ 1805 год”» [7, т. 21, с. 258]. В дневниковой записи Тол­ стого есть указание на желание писателя, подобно Гомеру, показать карти­ ну нравов, явленных в исторических событиях. А.Ф. Лосев отмечает, что в «Илиаде» не мирный быт сравнивается с войной, а, наоборот, военный быт поясняется картинами мирной жизни [6, с. 49]. Выступление двух Аяксов сравнивается с двумя быками, пашущими землю, сражение врагов - с вея­ нием бобов и гороха на току, погибший воин - с маслиной, выращенной заботливым хозяином и вырванной с ветром, сраженный камнем Приамид - с дубом, упавшим под «ударом крушительным Зевса Кронида». К слову ска­ зать, с дубом сравнивает себя и герой Толстого Андрей Болконский. Раз­ очарованный и уставший от жизни, он сначала узнает себя в старом дубе, не способном ожить вместе с весенней природой. Потом, наблюдая, как старый дуб со временем преображается, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, понимает: «жизнь не кончена в тридцать один год» [7, т. 5, с. 161, 165] И законы истории писатель пытается объяснить примерами из повседневной бытовой жизни. Толстой задает читателю вопрос: «Когда со­ зрело яблоко и падает, - отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к зем­ ле, оттого ли что засыхает стержень... оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?» И отвечает: «Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизнен­ ное, органическое, стихийное событие» [7, т. 6, с. 11]. И личность в исто­ рии, которая думает, что история вершится только по ее волеизъявлению, более всего, по мнению писателя, похожа на того мальчика, который дума­ ет, что яблоко падает оттого, что ему хотелось съесть его. Так военные со­ бытия, поясненные картинами мирной жизни, открывают нам представле­ ния Толстого о роли личности в истории. «Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пошел в Москву потому, что захотел этого, и от­ того погиб, что Александр захотел его погибели, как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упа­ ла оттого, что последний работник ударил под нее последний раз киркою» [7, т. 6, с. 11]. Поведение героев в сцене охоты на волка в имении Ростовых традиционно сравнивается с отношениями солдат и офицеров во время войны 1812 г. Во время охоты мужик позволил себе прикрикнуть на допус­ тившего оплошность графа, и последний не оскорбился [7, т. 5, с. 260-261]. Нарушение социальных условностей здесь, во время охоты, допустимо и даже естественно, поскольку степень значимости личности в происходя­ 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz