Пожидаева, О. В. Античный эпос в творчестве Л. Н. Толстого : (к 100-летию со дня смерти писателя) / О. В. Пожидаева // VIII Масловские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2010. - Ч. 1. - С. 183-191.
нике человека отличает действия героев в финале «Илиады» и «Войны и мира». Во время работы над «Войной и миром» Толстой неоднократно от мечает в дневниках, что читает Гомера. Конечно, эпос античного сказителя не исчерпывает круг чтения писателя, но во многом определяет ход его мысли. Так, например, в дневнике от 30 сентября 1865 г. мы находим за пись: «В картине нравов, построенных на историческом событии, - “Одис сея”, “Илиада”, “ 1805 год”» [7, т. 21, с. 258]. В дневниковой записи Тол стого есть указание на желание писателя, подобно Гомеру, показать карти ну нравов, явленных в исторических событиях. А.Ф. Лосев отмечает, что в «Илиаде» не мирный быт сравнивается с войной, а, наоборот, военный быт поясняется картинами мирной жизни [6, с. 49]. Выступление двух Аяксов сравнивается с двумя быками, пашущими землю, сражение врагов - с вея нием бобов и гороха на току, погибший воин - с маслиной, выращенной заботливым хозяином и вырванной с ветром, сраженный камнем Приамид - с дубом, упавшим под «ударом крушительным Зевса Кронида». К слову ска зать, с дубом сравнивает себя и герой Толстого Андрей Болконский. Раз очарованный и уставший от жизни, он сначала узнает себя в старом дубе, не способном ожить вместе с весенней природой. Потом, наблюдая, как старый дуб со временем преображается, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, понимает: «жизнь не кончена в тридцать один год» [7, т. 5, с. 161, 165] И законы истории писатель пытается объяснить примерами из повседневной бытовой жизни. Толстой задает читателю вопрос: «Когда со зрело яблоко и падает, - отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к зем ле, оттого ли что засыхает стержень... оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?» И отвечает: «Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизнен ное, органическое, стихийное событие» [7, т. 6, с. 11]. И личность в исто рии, которая думает, что история вершится только по ее волеизъявлению, более всего, по мнению писателя, похожа на того мальчика, который дума ет, что яблоко падает оттого, что ему хотелось съесть его. Так военные со бытия, поясненные картинами мирной жизни, открывают нам представле ния Толстого о роли личности в истории. «Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пошел в Москву потому, что захотел этого, и от того погиб, что Александр захотел его погибели, как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упа ла оттого, что последний работник ударил под нее последний раз киркою» [7, т. 6, с. 11]. Поведение героев в сцене охоты на волка в имении Ростовых традиционно сравнивается с отношениями солдат и офицеров во время войны 1812 г. Во время охоты мужик позволил себе прикрикнуть на допус тившего оплошность графа, и последний не оскорбился [7, т. 5, с. 260-261]. Нарушение социальных условностей здесь, во время охоты, допустимо и даже естественно, поскольку степень значимости личности в происходя 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz