Пожидаева, О. В. Древнерусская литература - наше прошлое, настоящее и будущее? / О. В. Пожидаева // Праздник нашей духовности / ГУК "Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка". - Мурманск, 2011. – С.14-21.

потому что был пост, а не мясоед. Тогда Никола разгадал загадку: «Да разве Ивашка думает ..., что съесть постом кусок мяса грешно, а нет греха есть столько людей, сколько он уже съел?».7Интересно, что современная, недавно такая востребованная, литература отечественного постмодернизма наследует в том числе и философию юродства: желая разрушить систему политических, культурных, экономических мифов, заставить нас самостоятельно мыслить, а не принимать кем-то сформулированные истины на веру, писатели-постмодернисты дурачатся, ставят в тупик читателя неожиданно эпатажным взглядом на привычные вещи. Достаточно вспомнить фразу на обложке известного и недавно экранизированного романа В.Пелевина «Generation 'ГГ»: «Все мысли, которые могут прийти в голову при прочтении данной книги, являются объектом авторского права. Их нелицензированное обдумывание запрещается». Если привыкший верить печатному слову читатель на мгновение задумается и поверит, то автор добился желаемого. Подобно древнерусскому юродивому, Пелевин своими произведениями говорит: «Все дураки, а самый большой дурак тот, кто не знает, что он дурак, потому что верит в иллюзию свободы». Правда, древнерусская смеховая литература, в отличие от постмодернистской, не посягала на миропорядок вообще. В таких произведениях, как «Азбука о голом и небогатом человеке», «Калязинская челобитная», «Служба кабаку», «Повесть о Шемякином суде», высмеивались только несовершенство человека, судопроизводства, власти, церкви. Древнерусское юродство оказывало сопротивление абсурду, веря в существование незыблемых ценностей. Постмодерн утверждает универсальность абсурда. Таким образом, произведения древнерусской литературы не только актуальны в настоящем, но и тесно с ним связаны. И, может, стоит прислушаться к написанному в далеком 1017 году Владимиром Мономахом, когда совершаешь свободный выбор сегодня, в частной жизни или общественной. Наставляет своих потомков Мономах «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу короткую и соблюдать слово господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz