Пожидаева, О. В. Древнерусская литература - наше прошлое, настоящее и будущее? / О. В. Пожидаева // Праздник нашей духовности / ГУК "Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка". - Мурманск, 2011. – С.14-21.

которая произошла 14 февраля 269 года н.э., написал возлюбленной признание в любви - первую валентинку. С 14-м февраля у римлян был связан и языческий праздник луперкалий. Луперк - одно из прозвищ бога Фавна, покровителя стад. Lupo - также в переводе с латинского значит волчица: праздник напоминает о месте, где волчица выкормила основателей Рима Ромула и Рема. 14 февраля приносились в жертву животные, из их шкур изготавливались бичи, которыми хлестали обнаженных женщин для того, чтобы сделать Их тело способным к деторождению. Февральские луперкалии - праздники торжества плоти. В 494 году н.э. Папа Геласий I попытался заменить Луперкалии Днем святого Валентина - покровителя влюбленных, но связь между этими праздниками сохранилась. Теперь остается только выбрать, что и когда праздновать. Вот только зачастую мы, свободные люди, не выбираем, а подчиняемся тому, что делает большинство. Все вышеизложенное закономерно заставляет задуматься и одновременно задаться вопросом: неужели такими всегда смиренными, терпеливыми и серьезными были наши предки? А как же жить без желания самоутвердиться, без потребности посмеяться над несовершенством своим и мира? Смеховой мир Древней Руси тесно связан с понятием юродства, дурачества (в европейской традиции - шутовства). Основной постулат философии юродивого - «тезис о том, что все дураки, а самый большой дурак тот, кто не знает, что он дурак. Кто сам себя признал дураком, перестает быть таковым». Другими словами, мир сплошь населен дураками, и единственный неподдельный мудрец - это юродивый, притворяющийся дураком».6 Юродивый в пространстве древнерусской культуры «ругался миру», не обращая внимания на общественные приличия, позволял себе провоцировать толпу и личность, указывая на пороки, заставляя увидеть привычное в неожиданном свете. Классическим примером может служить хорошо известный поступок псковского юродивого Николы Салоса, приуроченный к опричному погрому Новгорода. Иван Грозный пожаловал Николу подарком, а тот прислал царю кусок сырого мяса. Царь удивился, 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz