Пожидаева, О. В. Древнерусская литература - наше прошлое, настоящее и будущее? / О. В. Пожидаева // Праздник нашей духовности / ГУК "Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка". - Мурманск, 2011. – С.14-21.

истории».1 Книга - вся Вселенная, а писатель - лишь тот, кому дан божий дар «расшифровывать» эту книгу. Поэтому и подписывать свои тексты считалось зазорным: ведь ты выражаешь лишь то, что является достоянием всех. Д.С. Лихачеву принадлежит также точная метафора, которая характеризует традиционное искусство в противоположность искусству индивидуальной творческой инициативы . «Древнерусские писатели - не зодчие отдельно стоящих зданий. Это градостроители. Они работали над одним общим грандиозным ансамблем»2. Человеку было понятно чувство значительности всего происходящего, его вневременное значение. Такое мироощущение древнерусского человека отражает и иконопись с ее обратной перспективой. Подходишь к иконе XI-XII и видишь диспропорцию в изображении предметов: то, что вдали, не уменьшено в размерах, а, наоборот, увеличено. И дело тут не в отсутствии знаний о перспективе у древнерусских художников, а в точке зрения на происходящее. Мы привыкли центром вселенной считать себя, потому все, что от нас далеко, должно выглядеть меньше. Но икона предполагает, что точкой отсчета является то, что изображено на полотне, а нам только еще предстоит приблизиться к главному. Главный сюжет древнерусской литературы - мировая история, тема - смысл человеческой жизни. Любое частное событие должно было быть осмыслено в контексте вечного. Сегодня, когда так много говорится о свободе личности, ее уникальности, задумываешься над содержанием этих понятий. Может быть, древнерусский человек, с его трепетным отношением к общезначимому, никогда и не был свободен? Любому русскому человеку хорошо известно житие Бориса и Глеба. В «Повести временных лет» описываются события 1015 года, когда после смерти Владимира удельный князь Святополк решил убить своих братьев, чтобы одному «принять власть русскую». И тогда ростовский князь Борис предпочел смерть братоубийственной войне, поскольку мир на русской земле был для него дороже личного самоутверждения. Продолжил эту традицию другой князь - Владимир Мономах, чье «Поучение» (наставление потомкам) до сих пор остается кладезем мудрости. В 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz