Пожидаева, О. В. Психоделика в русской словесности - миф или реальность? : размышления над статьей последнего словаря-путеводителя по современной русской словесности Сергея Чуприна / О. В. Пожидаева // Наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 170-175.

170 Современные проблемы педагогики, психологии, истории О. В. Пожидаева Психоделика в русской словесности — миф или реальность? (Размышления над статьей последнего словаря-путеводителя по современной русской словесности Сергея Чупринина) Известный современный критик Сергей Чупри- нин в одной из своих последних работ «Русская литература сегодня: жизнь по понятиям» создает своеобразный словарь-путеводитель по современ­ ной словесности, уделяя при этом внимание психоде­ лической литературе и галлюцинаторному реализму. Psiche —по-гречески душа, delia —иллюзия, delos — ясность. Ссылаясь на мнение художника и литера­ тора П. Пепперштейна, критик определяет психоде­ лику как «просветление души». Она предполагает соприкосновение с иллюзиями, «заведомо неистин­ ным», психоделика —это «натаскивание на реаль­ ность» посредством прохода через многочисленные дереализации, слово «напоминает о греческом Дело­ се —месте, где находился оракул». Работа с изменением состояния сознания стала достоянием художественной словесности в 19 веке благодаря «Исповеди англичанина, любителя опи­ ума» Т. Куинси (1822), поэме, созданной под воздей­ ствием опиума, «Кубла Хан» (1798, издана в 1816 оду) С. Т. Кольриджа, «Искусственному раю», «По­ эме о гашише», «Опиоману» (все опубликованы в 1858, 1860 годах) Ш. Бодлера. В 1950-1960-х го­ дах, совпав с расцветом движения хиппи, психо­ делическое искусство, наряду с психолитическими препаратами, стало своеобразным протестом про­ тив общества потребления с его культом телесного здоровья, здравомыслия. Хорошо известны психо­ делические опыты известного английского филосо­ фа и писателя Олдоса Хаксли, которые он описал в книгах «Врата восприятия» (1954), «Ад и рай» (1956 г.), романе «Остров» (1962 г.). В России, заме­ чает С. Чупринин, начало такой литературы —«Ка­ ширское шоссе А. Монастырского (1987 г.), „Мифо­ генная любовь каст*1» Павла Пепперштейна и Сер­ гея Ануфриева. Критик справедливо утверждает, что подобная русская литература в подавляющем боль­ шинстве «симулятивна»: авторы не оказываются за­ ложниками измененного сознания. Зачастую «бред двоемирия» становится данью моде.1 Чешский филолог, живущий в Москве, Томаш Гланц в эссе «Психоделический реализм. Поиск канона»2 также пытается определить особенности и идеи современной психоделической литературы. При этом исследователь указывает, что измененное, «искусственное», сознание, которое становится пред­ метом исследования психоделической литературы, с трудом поддается терминологическому описанию: искусство изначально предполагает изменение со­ знания, определенную степень «искусственности» мировидения (вспомним размышления В. Б. Шклов­ ского о приеме «остраннения» (от слова «странно») в словесном творчестве). С одной стороны, психоделика восходит к во­ сточным мистическим практикам, святоотеческим текстам, учению философов-идеалистов, целью ко­ торых был поиск некой архетипальной истины и фундамента сознания, универсальных связей все­ го со всем, постижения с помощью интуиции или измененного сознания жизни как метафизически- космического процесса. Что в литературе было свой­ ственно, например, романтикам и символистам. С другой стороны, истоком психоделических опытов нового времени, замечает Гланц, является скепсис по отношению к любым универсальным свя­ зям, становится важной не свобода общения с вечно­ стью и собственным внутренним миром, прошлым или бессознательным, а свобода в отношении к соб­ ственным фантазмам. Пишущий в последнем случае «обеспечивает иллюзию вечной —фантомной —жиз­ ни». Корни такого типа повествования Гланц видит в сказках и фольклорной фантастике, «где самые тяжелые кошмары развиваются с призрачной лег­ костью». Критик считает, что работы Пепперштей­ на и его Инспекции Медицинской Герменевтики предполагают сочетание «психоделики с дискурсом детской литературы». В текстах Пепперштейна пред­ ставлено сознание, которое наблюдает за собствен­ ными эксцессами и одновременно интерпретирует их. Ссылаясь на критика Андрея Ерофеева, чеш­ ский исследователь замечает, что такой «автодиа­ гноз» отличается и от полного погружения в сти­ хию галлюцинаций, и от позиции концептуалистов. Возможно, в данном случае литературный текст мо­ жет пониматься в русле идей Э. Гуссерля и М. Хай­ деггера, которые унаследовали кантовское проти­ вопоставление «природы» и человеческого «духа» и определили мир как «систему значений», а чело­ века как творца этих значений. Экзистенциально­ феноменологический подход делает произведение не застывшим объектом («текстом»), а «актом» об­ щения и, одновременно, актом создания (как авто­ ром, так и читателем) индивидуального «значения». Наконец, рассматривая психоделику как страте­ гию, набор приемов, эффектов и трансформаций, Гланц указывает, что в 90-е годы XX столетия са- 1 Чупринин Сергей. Русская литература сегодня: жизнь по понятиям. М.: Время, 2007. С. 482. 2 Томаш Гланц. Психоделический реализм. Поиск канона // НЛО. —2001. —№ 51.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz