Пожидаева, О. В. Психоделика в русской словесности - миф или реальность? : размышления над статьей последнего словаря-путеводителя по современной русской словесности Сергея Чуприна / О. В. Пожидаева // Наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 170-175.

О.В. Пожидаева Психоделика в русской словесности —миф или реальность? 173 сической русской литературе чаще ведет к разру­ шению личности. Возможно, это объясняется тем, что культивирование уникальности личностного на­ чала не было свойственно русской культуре, кото­ рая не пережила западноевропейского Возрождения. Мы помним, что русский романтизм в меньшей степени, чем западноевропейский обращен к ми­ стическому опыту и культу личности художника, творца. Вспомним: В. И. Кулешов, наряду с фило­ софским романтизмом (в творчестве Веневитинова, Одоевского), называет в русской литературе так­ же народно-исторический (в творчестве Загоскина, Лажечникова), славянофильский (в творчестве Хо­ мякова, Аксаковых, Киреевских)1. Если западноев­ ропейский символизм восходил к платонической философии, идеалистической философии Шопен­ гауэра, Гартмана, идеям Ницше и интуитивизма, то русский еще оплодотворялся учением В. Соловье­ ва о «душе мира». При этом символизм мыслился как, прежде всего, «жизнетворчество», выходящее за пределы искусства, как дело общекультурного созидания, призванного преодолеть исторический разрыв между людьми. Интересно, что сюрреализм как течение модернизма в русской культуре вообще не прижился на рубеже X IX -XX веков. В русском сознании не было почвы для того, чтобы реализо­ вать в литературе «чистый психический автоматизм» Андре Бретона, «диктовку мысли, свободную от всякого контроля разума, независимую от всех эсте­ тических или моральных убеждений». Итак, в русской православной культуре опьяне­ ние, в том числе и в широком понимании значения слова, рассматривается как грех, двоеверное служе­ ние бесам и языческим богам. Вот почему в рассказе JI. Петрушевской «Глюк» (1999 г.), «красивый, как киноартист», «одетый, как модель», персонифици­ рованный глюк становится своеобразным дьяволом- искусителем, злым волшебником, исполняющим лю­ бые желания юной героини Татьяны (имя знаково для русской культуры)2. Глюк является после то­ го, как героиня на дискотеке попробовала таблет­ ки. Три желания Татьяны («много денег, большой дом на море ... и жить за границей») исполняются, но в ночной рубашке с большим чемоданом денег на пустынном заграничном пляже захотелось уюта, простой еды и близких людей рядом. В этой неска­ зочной сказке пространство бреда, иллюзии несет с собой «запах гнили» и смерть. Глюк напомина­ ет: «Если ты захочешь кого-нибудь спасти, то на этом твое могущество кончится. Тебе уже ничего никогда не достанется. И тебе самой придется ху­ до». Сказка, дарованная Глюком, существует «по ту сторону добра». Сновидение Татьяны вряд ли мо­ жет показаться освобождающим от бренной жизни и просветляющим: «все открыто радовались и ра­ зевали рты. Вдруг у Аньки позеленела кожа, выка­ тились и побелели глаза. Распадающиеся зеленые трупы окружили кровать, у Николы из открытого рта выпал язык прямо на Танино лицо. Сережа ле­ жал в гробу и давился змеей, которая ползла из его же груди. < ...> Потом Таня пошла по черной горячей земле, из которой выпрыгивали языки пла­ мени. Она шла прямо в раскрытый рот огромного, как заходящее солнце, лица Глюка»3. Перед нами — пространство ада, сотворенное самой героиней. Но это сон во сне: в финале повествования мы узнаем, что Татьяна была больна неделю и все, с ней произо­ шедшее, —просто болезненный бред. Но таблетка в рюкзаке, за которую надо отдать деньги, вполне ре­ альна. «Ничего не кончилось. Но все были живы» — так заканчивает рассказ Петрушевская. Еще одна Татьяна в романе Ю. Бондарева «Бер­ мудский треугольник» (1999 г.) становится заложни­ цей иллюзорного мира и психотропных препаратов. Трагедия героини и ее возможная гибель в финале тесно связаны в романе с трагедией России. «Смерть России —это не естественная кончина, а самоубий­ ство невиданного по силе гиганта под похоронный храп ленивых, доверчивых и равнодушных, ставших уже не нацией, а народонаселением»4,—так рассуж­ дает один из героев романа художник Демидов, за которым явно стоит Бондарев. Психотропные пре­ параты в случае с героиней не являются средством освобождения сознания или бунта против несовер­ шенной действительности, как, например, в романе современного шотландского писателя Ирвина Уэл­ ша «На игле» («Trainspotting», 1993)5. Они есть ор­ ганическая составляющая того иллюзорного мира, который Татьяна, мечтающая стать моделью, прини­ мает за настоящую жизнь. Любопытно, что в романе речь идет о событиях 4 октября 1991 года, «демо­ кратических реформах» того времени, открывших путь как будто к освобождению России. Параллель очевидна. Как и позиция писателя. Судьба героини в романе заставляет задуматься над вопросом, кото­ рый задает себе один из героев: «Можно ли творить жизнь из самой смерти?» И название произведения Бондарева символично. Один из персонажей, Спи­ рин, человек продажный и одновременно философ­ ствующий, указывая на свой «наркотик» —бутылку, цитирует Омара Хайяма: «Ты видел мир, но все, что ты видел, —ничто. Все то, что говорил ты и слы- 1 Кулешов В. И. История русской литературы XIX века. М.: Академический проект, 2004. С. 47-145. 2 Петрушевская Людмила. Где я была. Рассказы из иной реальности. М: Вагриус, 2002. С. 35-47. 1 Петрушевская Людмила. Указ соч. С. 44. 4 Бондарев Ю. В. Бермудский треугольник. М.: Молодая гвардия, 2000. С. 209. 5 Как способ социального бунта, преодоления разобщенности человека и мира герои произведения Уэлша Марк Рентон и Саймон «Дохлый» Уильямс выбрали героин. С одной стороны, путь героев - извечное желание пройти через самое низкое, чтобы родиться мново и очиститься, о чем подробно написал М. М. Бахтин в известной книге «Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса». С другой стороны, оригинальное название романа «Trainspotting» (хобби по отслеживанию и записыванию номеров "оездов — занятие гипнотически бесконечное и бессмысленное) указывает на иллюзорность подо ного унт

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz