Пожидаева, О. В. Образ России, Кольского Севера в некоторых произведениях современной скандинавской литературы и финской литературы / О. В. Пожидаева // Диалог через границы: границеведение в перспективе идей М. М. Бахтина / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Ун-т Нурланда (Норвегия). - Мурманск, 2013. – С.70-72.

Образ России в сагах — это образ чужой, другой земли. В сагах ярко вы­ ражена отрицательная оценка русичей: они часто бывают безвольны, пас­ сивны, скупы в противоположность скандинавам. Похожую тенденцию мож­ но найти и в очерках известного финского писателя XIX века Э. Лённрота. Лённрот побывал на Кольском полуострове зимой и весной 1842 года с целью изучения саамского языка. Писатель критикует бессмысленное, на его взгляд, перемещение людей из деревень между Кандалакшей и Онегой к Мурманскому побережью Ледовитого океана. Каждую весну местные жи­ тели отправлялись туда на рыбную ловлю, вместо того, чтобы заниматься земледелием —более выгодным источником крестьянского дохода. Лённрот замечает также, что охота и рыболовство, постоянное созерцание смерти сделали характер беломорского рыбака жестким. Земледелие делает нацио­ нальный характер более мягким. Традиция диалога, приводящего к непониманию чужой культуры, сохра­ нилась в некоторых произведениях современной публицистики, представ­ ленной жанром очерка. Например, она нашла отражение в книге финской писательницы А.-Л. Лаурен «У них что-то с головой, у этих русских» (2008 г.). Иначе осмыслен образ России в художественной литературе. Можно обозначить две основные тенденции. 1. Россия — большое пространство, которым не всегда разумно рас­ поряжаются живущие здесь люди. Россия —государство с тоталитарной си­ стемой управления, которая формирует человека, не способного на циви­ лизованное поведение и отношение к другим людям. Такой образ закреплен в романе «Девушка, играющая с огнем» (2006 г.) известного шведского писателя Стига Ларссона. Отец героини Лизбет Саландер Зала (Александр Залаченко) —бывший русский шпион, который является одним из организаторов в Швеции рынка сексуального рабства, способен на убийство. Тема секс-рабынь из России представлена и в ро­ мане норвежской писательницы X. Вассму «Стакан молока, пожалуйста» (2006 г.). В представлении одного из героев романа норвежского писателя Ю. Гордера «Дочь циркача» (2006 г.) образ России тесно связан с фигурой Сталина, коммунистической партии. Роман еще одного норвежского писа­ теля X. Флёгстада «Пирамида» (2007 г.) повествует о шахтерском поселке Пирамида на острове Шпицберген, который стал печальным памятником советской экономике и тоталитарной власти в России. 2. Вторая тенденция связана с поиском общечеловеческих ценностей, вненациональных, внеисторических, которые объединяют скандинавов, фин­ нов, русских. Эту тенденцию можно проследить в романах Веры Хенриксен «Королевское зерцало», Роя Якобсена «Ангел зимней войны» (2005 г.), X. Вассму «Книга Дины» и «Стакан молока, пожалуйста», П. Петтерсена “В Сибирь» (1996 г.), Ю. Гордера «Мир Софии» (2000 г.) и др. Интересно, что часто для автора указание на конкретное геогра­ фическое пространство и национальную принадлежность оказывается

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz