Пожидаева, О. В. Образ России, Кольского Севера в некоторых произведениях современной скандинавской литературы и финской литературы / О. В. Пожидаева // Диалог через границы: границеведение в перспективе идей М. М. Бахтина / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Ун-т Нурланда (Норвегия). - Мурманск, 2013. – С.70-72.

О.В.Пожидаева ОБРАЗ РОССИИ, КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СКАНДИНАВСКОЙ И ФИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 Писатель, по мнению М. Бахтина, причастен внехудожественной ре­ альности (жизни) и участвует в ней своими произведениями. Он должен чувствовать «другое сознание», обладать «художественной добротой». Причастность автора «событию жизни» составляет сферу его ответствен­ ности» («Эстетика словесного творчества»). Диалогичность —это открытость сознания и поведения человека окружающей реальности. «Быть — значит общаться» (М. М. Бахтин). Диалогические отношения приводят к возник­ новению новых смыслов, которые «всегда будут меняться», обновляться. Диалог —это не обязательно спор, противоречие. Это, прежде всего, сфера духовного обогащения людей и их единения. Согласие —одна из важнейших форм диалогических отношений. В диалоге с автором читатель, по Бахтину, преодолевает «чуждость чужого». Включение в художественные произведе­ ния образов различных народов, культурных эпох неизбежно и приводит к взаимообогащению автора и читателя. Причем интерпретация художествен­ ного произведения, его понимание —ненаучная, «инонаучная», по Бахтину, форма знания. В гуманитарной сфере критерием является «не точность познания, а глубина проникновения. Здесь познание направлено на инди­ видуальное. Это область открытий, откровений, ... сообщений!» («Эстетика словесного творчества»). Предметом данного исследования является образ России в некоторых про­ изведениях современной скандинавской ифинской литературы. Под образом понимают любое явление действительности, осмысленной в художественном тексте. Россия —это люди, их бытовая, художественная, религиозная культу­ ра, ценностные ориентиры. Русь —это географическое пространство, страна, ее политика, экономика, история. Диалог русской и скандинавской культу­ ры описан в работах ДМ.Шарыпкина, Т. А. Чесноковой, В. П. Неустроева, М. И.Стеблина-Каменского, А. Я. Гуревича, М. Ю. Люстрова, А. В. Назаренко, Е. А. Мельниковой. Взаимосвязи русской и финской культуры посвятили свои исследования Э. Г. Карху, Т, Вихавайнен и другие. Образ Руси в скандинавской литературе появился еще во времена саг. Тогда Русь называлась скандинавами Гардарикой (страной множества горо­ дов). Королевские саги, «Гнилая кожа», «Красивая кожа», «Легендарная сага об Олаве Святом». «Прядь об Эймунде», «Круг земной» Снорри Стурлуссона рассказывают о событиях XI века, временах княжения Ярослава Мудрого. ■ Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Мурманской области в рамкох проекта проведения научных исследований (-Литература Кольского Севера как часть культурного пространства России (к 100-летию Мурманска)*), проект N j 13-14-51002

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz