Пожидаева О. В. Современный литературный процесс и культура чтения / О. В. Пожидаева // Читающий Мурман и Мир чтения / Мурм. гос. обл. универс. б-ка. - Мурманск, 2003. - С. 4-7.

- Современен герой - какой-нибудь милиционер или бандит, или «новый русский», так сказать, «современный богатырь». - Привлечёт герой с лёгким романтическим налётом, либо очень хорошая, но жутко страдающая героиня с туманным прошлым и загадочным будущим, но с насыщенным событиями настоящим. - Герой должен быть молодым, конечно, перспективным, не поддающимся на провокации, хитрым и умным, красивым вне сомнения, и (самое главное) - современным. Некоторые ответы не могут быть включены в общий контекст, поскольку оказались единичными и не соответствуют общей тенденции. Приведу здесь некоторые из них: - чтобы стать популярной, книга должна быть хорошо разрекламирована; - современная литература меня не интересует; - читателя надо воспитывать, а не идти у него на поводу, приучать к литературе высокого уровня. Большинство же опрошенных заставляют понять: если литература хочет иметь влюблённого в неё читателя, она должна увлекать, развлекать, интриговать, говорить о современном и о вечном, но понятным большинству языком и внушать веру в себя, свою страну или будущее. Внимание современного читателя к детективному, приключенческому сюжету и сильному, справедливому герою, умеющему постоять за себя и других, иногда даже с помощью кулака, не является признаком эстетического безвкусия. Это своеобразная тоска в условиях потери общей экономической, политической и, как следствие, национальной идеи по необходимому роду национальной литературы — героическому эпосу. Ведь былинные богатыри Илья Муромец и Добрыня Никитич не похожи на рефлектирующих неудачников, которые так часто встречаются в современной серьёзной литературе, востребованной узким кругом читателей. Человеку необходима вера в крепость государства, надёжность армии, правоохранительных органов, в то, что справедливость в конечном счёте восторжествует. И не случайно прозаик и критик Виктор Алексеевич Мясников остроумно синтезировал современный криминальный детектив с былиной. Вот как сегодня может выглядеть, по его мнению, фабула былины об Илье Муромце: «По ложному обвинению заточили в узилище ветерана локальных войн Илью Муромца, но, когда орды исламистов осадили столицу, сам князь Владимир молит богатыря о прощении. Илья снова идёт в бой, но не ради князя, а чтобы родину защитить». И этот «боевик» для своего времени был своеобразным «бульварным чтивом», так как звучал не в княжьих палатах, а на базарах и постоялых дворах. По сути своей криминальна и детективна даже русская народная сказка. Например, как замечает тот же В.И. Мясников, проблемы восстановления прав на жилищную собственность в сказке об избушках лубяной и ледяной заяц успешно решает с помощью благородного покровителя. Сюжеты вечные — и проблемы вечные, но решаются они на современном жизненном материале. Человеку свойственно желание верить в возможность торжества справедливости, добра над злом в эпоху передела собственности, коррупции, разрушения общественной морали. Однако любые попытки обобщающих суждений в рамках темы «читатель — современная литература» будет иметь свои слабые стороны, поскольку общение с художественным текстом — процесс интимный. Читательские предпочтения во многом индивидуальны, зависят от возраста человека, сферы его деятельности,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz