Пожидаева О. В. Современный литературный процесс и культура чтения / О. В. Пожидаева // Читающий Мурман и Мир чтения / Мурм. гос. обл. универс. б-ка. - Мурманск, 2003. - С. 4-7.

А. Маринина, Д. Донцова, П. Дашкова, Э. Лимонов. А. Солженицына вспомнили 5 человек из 135 опрошенных, В. Астафьева - 3 из 135, трижды назвали Ю. Бондарева и В. Токареву (все — учащиеся заочного отделения 5 курса ИФФ МГПУ). Дважды упоминались имена М. Веллера, М. Арбатовой, С. Алексиевич, Ф. Искандера, В. Пикуля, Б. Окуджавы, А. Уткина, А. Слаповского. Единожды были названы В. Маканин, Ю. Мамлеев, Т. Кибиров, Б. Ахмадуллина, Ю. Буйда, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Ч. Айтматов, В. Распутин, В. Аксёнов, В. Белов. Самое удивительное, что авторы, получившие первенство у студентов, были названы и учащимися 11 касса гимназии № 3 г. Мурманска (отвечали на вопросы анкеты 22 человека). Выпускники назвали В. Сорокина, В. Пелевина, Б. Акунина, А. Маринину, Д. Донцову, Т. Толстую, двое вспомнили о В. Астафьеве, один - об А. Вознесенском. Что обусловливает подобный выбор: старания рекламы и средств массовой информации, проблемно-тематическая актуальность, форма, жанр художественного произведения? Участники опроса пытались ответить на вопрос: «каким требованиям должно соответствовать современное художественное произведение, чтобы оно было востребовано сегодня читателем?», — при этом обращали внимание на род и жанр, темы, проблемы, своеобразие героя. Практически все отказали в популярности лирике и многие — крупной эпической форме, школьники при этом заметили, что «у современного читателя не хватает времени на многотомные издания, такие как «Война и мир». Каким хотят видеть произведение школьники? Оно «не должно быть очень сложным, давящим», но при этом «затрагивать вечные вопросы, такие, как вопрос о смысле человеческой жизни», «должно задевать человека, вызывать в нём эмоции», быть «актуальным для молодёжи», «должно рассматривать не только глобальные проблемы в существующем мире, но и частные переживания человека», это должен быть текст, «в котором есть светлое будущее». Герой, по мнению выпускников, «должен быть человеком с чувством юмора, способным постоять за себя и окружающих». Студенты обратили внимание на жанровую привлекательность фантастики, детектива, исторического, любовного романа, или отдали предпочтение жанровой синтетичности постмодерна. Далее приведены ответы, которые можно назвать характерными для опрошенной вузовской аудитории: - Произведение должно отличаться актуальностью тем, проблем, обращено к проблемам нашей страны, но при этом не должно вызывать у читателя чувство депрессии, поскольку жизнь и так достаточно тяжёлая. - Чтобы заинтересовать читателя, произведение должно быть «доступным» (во всех смыслах), актуальным, в меру серьёзным, с долей юмора, с ароматом классики. - Популярным будет тот автор, который сможет отвлечь читателя от реальной действительности, даст возможность пожить чужой жизнью. - Героем должен стать воин, следователь, предприниматель, любовник, авторитетный человек. - Привлечёт герой — человек, который имеет сверхъестественные возможности; бизнесмен, который зарабатывает деньги умом, в рамках закона, имеет при этом хорошую репутацию. - Герой - молодой, порочный, но умный и привлекательный человек. - Герой - обязательно русский человек, похожий на читателя, но достигший поставленной цели, самореализовавшийся. - Писать надо идейно и остро, например, про Касьянова, ушедшего в народ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz