Порцель, А. К. О гибели советских шахтеров на Шпицбергене // V Ушаковские чтения, [Мурманск, 15-17 мая 2008 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2008. – С. 67-73.

Наиболее трагичными случаями были: - взрыв в шахте на Грумант-Сити в 1934 г. - погибло 9 человек; - взрыв в шахте 25 декабря 1937 г. —погибло 6 человек, покалечено 34 человека; - в 1948 г. в шторм затонул буксирный пароход «Геркулес», погибло 25 человек. В 1931-1934 гг. на Шпицбергене в среднем ежегодно находились более 850 советских людей, из них на шахтах работали от 242 (1932 г.) до 554 (1934 г.) человек1. В 1935-1939 гг. ежегодно на острове находились около 1 800 трудящихся, из них на шахтах-760-845 человек2. В довоенный период не выявлено смертельных случаев на производстве, за исклю­ чением 1934 и 1937 гг. Для сравнения возьмем данные о смертельных случаях на шахтах «Главугля» за 1934-1936 гг. На 1 ООО работников в 1934 г. приходилось 2,84 смертельных случая за год, в 1935 г. —2,84, за 9 месяцев 1936 г. —2,453. Несчастные случаи были и на соседних норвеж­ ских шахтах. Так, в январе 1952 г. в результате двух взрывов погибло 15 рабочих норвежских рудников4. Причины смерти горняков можно разделить на следующие группы: а) аварии на производстве вследствие непреодолимых обстоятельств (сти­ хийные бедствия и т.п.); б) нарушения техники безопасности на произ­ водстве; в) нарушения правил безопасности в быту; г) самоубийства; д) неправильное лечение. Основными причинами смертельных случаев на производстве были аварии оборудования и нарушения техники безопасности. (После 1953 г. в документах не указывается причина смерти. Но все они упомянуты в ма­ териалах, посвященных производственной деятельности шахт и вопросам соблюдения техники безопасности, поэтому можно предполагать, что причины всех этих смертельных случаев связаны с авариями и несчаст­ ными случаями на производстве.) С самого начала работы «Арктикугля» столкнулись с огромными трудностями психологического порядка, о возможности которых до этого почти не задумывались. «Первая полярная зимовка... протекала в неверо­ ятно трудных условиях. Люди не были приспособлены, не знали как жить в Арктике, не умели работать в шахте, расположенной в вечной мерзлой породе. Человеческие жертвы, аварии пароходов, шедших в Баренцбург (“Сталин”, “Малыгин”, гибель “Руслана”), предцинготные заболевания, полярный психоз —вот та обстановка, в которой протекала зимовка»5. 1ГАМО. - Ф. П-17. - Оп. 1 .-Д . 1 .-Л . 1,30. 2Там ж е .-Д . 2 .- Л . 3; Д. 10.- Л . 1, 13, 14; Д. 11.- Л . 34, 35,37. 3 РГАЭ. - Ф. 7566. - On. 1. - Д. 2522. - Л. 2. 4 ГАМО .-Ф . П -1 7 .-О п . 1 . - Д 115.- Л . 9. 5Там ж е .-Д . 9 .- Л . 76, 77. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz