Порцель, А. К. Россия и Норвегия на Шпицбергене в XX веке: взгляд с российской стороны / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2012. - 130 с. : фот., карты.
82 экономической деятельности всех участников договора на архипелаге и в его водах; 2) демилитаризованный статус Шпицбергена. Контакты между российскими и норвежскими гражданами на Шпиц бергене были неизбежны в условиях хозяйствования при оторванности архипелага от Большой земли в течение длительного времени года. Ини циативу в основном проявляла норвежская сторона. Контакты облегчались тем, что норвежский суверенитет позволял норвежцам свободно посещать российские (советские) поселки. На уровне рядовых граждан всегда отно шения развивались как дружественные. Но на официальном уровне в этих контактах постоянно отмечались периоды "потепления" и "похолодания" в зависимости от колебаний отношений на межправительственном уровне. И Норвегия, и Советский Союз/Россия активно стремились расши рить и укрепить свое присутствие на архипелаге, и это нередко приводило к взаимным претензиям друг к другу. Но отношения между ними в этом районе никогда не принимали характера открытой конфронтации, тем бо лее военного противостояния. Обе стороны всегда находили компромисс на основе точного соблюдения Парижского договора о Шпицбергене (1920 г.) и Горного устава (1926 г.). Всегда обе стороны умели находить компро миссные решения в сложных ситуациях. В решении спорных хозяйственных и политических вопросов по поводу Шпицбергена и прилегающей зоны океана за более чем вековой период сложилась солидная международная нормативно-правовая база, основой которой является Парижский договор о Шпицбергене. «Разрушение этой сложившейся десятилетиями договорно-правовой основы между народных отношений между наиболее заинтересованными государствами не отвечает ин тересам как прибрежных к Баренцеву морю государств - России и Норвегии, так и между народного сообщества в целом. Ссылки на двусторонние договоры между СССР/Россией и Норвегией как основания для отступления от "устаревших" положений Договора о Шпиц бергене юридически не корректы. Поддержание правопорядка, предусмотренного Дого вором о Шпицбергене, не противоречит развитию российско-норвежского сотрудничества* нацеленного на рациональное, отвечающее современности управление природными ре сурсами Баренцева моря»1. Но серьезные экономические и политические противоречия между Норвегией и остальными участниками Парижского договора существуют 1 Вылегжанин А. Н., Зиланов В. К. Шпицберген: правовой режим прилегающих морских районов. С. 93.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz