Порцель, А. К. Россия и Норвегия на Шпицбергене в XX веке: взгляд с российской стороны / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2012. - 130 с. : фот., карты.

74 В результате таких встреч обе стороны нередко перенимали друг у друга технические новинки. Н. А. Гнилорыбов приводит такие примеры: "На норвежских шахтах находится в работе некоторое оборудование советского производства. Рабочим и инженерно-техническим работникам наших шахт выдается комплект спецодежды, предназначенный для работы в условиях с отрицательной температурой рудничной атмосферы. Образцы этой спецодежды были нами позаимствованы у норвежских шахтеров"1. Посещали советские рудники не только соседи из норвежских посел­ ков Шпицбергена, но и "высокие гости" из самой Норвегии, в том числе и из ее столицы. По этому поводу заместитель технического директора теста "Арктикуголь" Г. Иванов писал в своих мемуарах: «Обычными стали визиты в советские поселки "Арктикугля" норвежских государст­ венных деятелей, артистов, журналистов, работников кино и телевидения. Гостями тру­ дящихся советских рудников на Шпицбергене были наследный принц Харальд с супругой, премьер-министры Брателли [Братгели] и Нурдли, министр иностранных дел Фрюден- лунд, министры Вале, Ерде и другие. В полном составе п осети "Арктикугля" посещали члены комитетов стортинга Норвегии»2. С обеих сторон были иногда вынужденные контакты, связанные с тем, что необходимо было просить помощи у соседей. В послевоенный период обе стороны очень редко обращались друг к другу за помощью в связи с производственной необходимостью. Но иногда такие случаи все же были. Вот лишь один пример такого обращения к норвежцам: "На Баренцбурге с марта месяца 1966 года не оказалось цемента, и все строительные работы были прекращены. И в силу крайней необходимости вынуждены были взять взаймы у норвежцев 20 тонн цемента, и только в июне месяце был завезен цемент"3. Не раз просили о помощи и норвежцы. «Еще в 1975 году в сообщении № 39 стортингу по вопросам Шпицбергена отме­ чалось: "В период навигаций прошлых лет ледовая обстановка даже летом была на­ столько тяжелой, что движение судов становилось крайне трудным делом. Советский трест “Арктикуголь”, располагающий мощными ледоколами, оказывал в этих случаях помощь и проводил суда через льды"»4. Ситуация повторялась и позднее. Так, в 1981 г. судно "Фрамнес", на­ правлявшееся в Лонгиербюен с грузом взрывчатых материалов для рудника 1Гнилорыбов Н. А. Угольные шахты на Шпицбергене. С. 127. 2ИвановГ. Добрые традиции... С. 154. 3ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 250. Л. 59, 60. "И ван овГ . Д обрые традиции... С. 153.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz