Порцель, А. К. Россия и Норвегия на Шпицбергене в XX веке: взгляд с российской стороны / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2012. - 130 с. : фот., карты.

66 уже считается традицией, что ежемесячно из Москвы над Баренцбургом пролетает краснозвездный лайнер ТУ-154"1. Первый рейс совершил 10 сентября 1975 г. из Шереметьево с посадкой в Мурманске на ТУ-154А экипаж в составе командира К. Г. Овсянникова, второго пилота Г. Шабалина, штурмана В. Шумилина, бортинженера А. Рябоконя, бортрадиста Д. Зязина. Событие было неординарным: теперь для жителей советских поселков Шпицбергена появилась новая форма свя­ зи с Большой землей, более регулярная и эффективная, чем рейсы морских судов. Поэтому неудивительно, что руководство треста решило отметить событие не совсем обычным способом: «Отдавая дань глубокого уважения "первопроходцам" новой арктической линии, шахтеры Шпицбергена приняли весь экипаж в ряды "почетных полярников" и каждому из них руководители "Арктикугля" вручили фирменные значки и фотоальбом "Шпиц­ берген - страна острых гор", рассказывающий о жизни и работе советских шахтеров в глубинах далекой Арктики»2. Воздушная трасса быстро стала регулярной. Представитель "Аэро­ флота" в Лонгиербюене Э. Магеров указывал: "Количество рейсов постоянно растет - с тринадцати в 1976 году до двадцати одного в 1981 году"3. Отметим, что для полетов советских самолетов использовался нор­ вежский аэропорт, по поводу строительства которого протестовала в свое время Москва, считая его военным объектом. Норвежское правительство в сентябре 1971 г. уведомило страны, подписавшие Парижский договор, что планирует приступить к строительству гражданского аэродрома. 7 де­ кабря 1971 г. было подписано советско*норвежское коммюнике, где опре­ делялись основные положения по выработке соглашения об использовании советскими воздушными судами норвежского государственного аэродро­ ма "Лонгиербюен". Само же соглашение было подписано в Осло в марте 1974 г. Но "некоторые вопросы оставались открытыми. Так, например, много времени заняло об­ суждение количественного состава представительства Аэрофлота в Лонгиербюене"4. 1ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 327. Л. 35. 1 Гнилорыбов Н. А. Угольные шахты наШпицбергене. С. 138. 3Магеров Э. Материк стал ближе // Полвека возле полюса. С. 137. * Магеров Э. Материк стал ближе... С. 136.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz