Порцель, А. К. Россия и Норвегия на Шпицбергене в XX веке: взгляд с российской стороны / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2012. - 130 с. : фот., карты.

65 Потепление "общеевропейского климата" в результате подписания Заключительного акта Совещания в Хельсинки в 1975 г. сразу стало замет­ но и на архипелаге. В частности, много говорилось об этом в выступлении советского консула на Шпицбергене С. JI. Гребнева на XXVIII островной партконференции в 1975 г.: "Завершившееся в Хельсинки Совещание по безопасности в Европе наложило огром­ ный отпечаток на международные отношения в мире и, конечно, на наши отношения с Норвегией. Примером может служить такой факт, как празднование 50-летия Париж­ ского договора по архипелагу Шпицберген. Ведь правительство Норвегии намечало ранее провести этот юбилей с помпезностью и именно как 50-летие присоединения архипелага к Норвегии, забывая о том, что договор в Париже был многосторонний и не давал каких-то особых прав собственности на архипелаг для Норвегии. Праздник норвежцы провели иначе, как положено. О том, что Совещание в Хельсинки произвело на руководителей глав правительств стран мира особое впечатление, говорит и такой факт, что даже премьер- министр Норвегии господин Брателли [Брапели] на обеде в консульстве СССР на Шпиц­ бергене в своей речи подчеркнул, что договор в Париже - это миролюбивое решение довольно щекотливого международного вопроса. Мы строим и будем строить свои взаимоотношения с Норвегией по архипелагу Шпицберген только в рамках Парижского договора. Политическая обстановка в мире сейчас такова, что нацеливает все страны мира на мирное решение возникающих проблем. Поэтому и Норвегия, одна из активных стран НАТО, довольно заметно смягчила свои взаимоотношения со странами Парижского договора по Шпицбергену. Идет как бы негласное соревнование, кто прочнее закрепится здесь. Интерес к Шпицбергену заметно возрос и об этом говорит то, что за последнее время сюда при­ езжали многие видные политические деятели СССР и Норвегии. Большие строительные работы ведем мы здесь: это и объекты ГРЭ1, и причал, и многое другое. Активизируют свою деятельность и норвежцы"2. Улучшение советско-норвежских отношений на архипелаге в конце 1970-х гг. проявлялось во многих сферах. В частности, Осло сделал ряд шагов в сторону расширения возможностей советской стороны поддержи­ вать транспортные связи со своими поселками на Шпицбергене. Речь идет об открытии воздушного сообщения с архипелагом из Москвы. В 1977 г. представитель "Аэрофлота" в Лонгиербюене Д. А. Шевчук отмечал: "В сентябре 1975 года все газеты облетела радостная весть: Аэрофлот открыл но­ вую международную линию Москва - Лонгиербюен. (...) В минувшем году было со­ вершено по строгому расписанию 8 авиарейсов и перевезено 468 пассажиров. А сейчас 1ГРЭ - геолого-разведочная экспедиция. 2ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 310. Л. 37.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz