Порцель, А. К. Россия и Норвегия на Шпицбергене в XX веке: взгляд с российской стороны / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2012. - 130 с. : фот., карты.

53 районе действия Договора - по причине чрезмерной эксплуатации морских живых ре­ сурсов, например?"1. Широко известны факты задержания российских рыболовных судов в водах Шпицбергена, а также инцидент с обстрелом норвежскими кораб­ лями исландских траулеров в 1994 г. и другие подобные случаи. Как отме­ чают А. Н. Вылегжанин и В. К. Зиланов, "некоторые законодательные меры, водимые Норвегией в одностороннем порядке (за­ крытие районов промысла именно для траловых судов, иные ограничения) косвенно предоставляют пользу только норвежской стороне. Дело в том, что эти меры не затра­ гивают в практическом плане норвежский флот: он в эти периоды здесь либо не ведет промысел, либо ведет его ярусами, а не тралами"2. В 1978 г. было заключено между правительствами СССР и Норвегии Соглашение о совместных мерах контроля за рыбным промыслом и регу­ лирования рыболовства в смежном участке Баренцева моря, прилегающем к материковому побережью Норвегии и СССР. Суть совместного управления состоит в том, что согласовываются единые правила рыболовства и строго контролируется их соблюдение всеми участниками промысла, включая суда третьих стран. Эти правила были сформулированы в Протоколе о времен­ ных правилах рыболовства в смежном участке Баренцева моря (11 января 1978 г.). Велись переговоры о распространении подобного подхода и на район действия Парижского договора о Шпицбергене. Но соглашение об этом не было оформлено. Ситуация, потенциально чреватая конфликтами в вопросах рыболов­ ства в зоне Шпицбергенского квадрата, сохранилась и в начале XXI в. В 2001 г. Россия была вынуждена привлечь военные корабли Северного флота для защиты своих рыбаков в Баренцевом море. После этого силовые действия норвежской береговой охраны против российских траулеров на время прекратились. Но с приходом в 2005 г. к власти кабинета министров во главе с Й. Столтенбергом заметно активизированы односторонние уси­ лия Осло по ужесточению контроля над акваторией вокруг архипелага. Инциденты с задержанием российских и иных судов у Шпицбергена возоб­ новились. Норвежская береговая охрана ежегодно арестовывает рыбопро­ мысловые суда под флагом Российской Федерации, налагает на них значи­ 1Вылегжанин А. Н., Зиланов В. К. Шпицберген: правовой режим прилегающих морских районов. С. 46. 2Там же. С. 68.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz