Порцель, А. К. Россия и Норвегия на Шпицбергене в XX веке: взгляд с российской стороны / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2012. - 130 с. : фот., карты.
47 Далее она отмечает: «Основное содержание норвежской политики "наведения мостов" в первые послево енные годы заключалось в том, чтобы как можно реже заявлять о своей позиции в вопро сах, вызывавших серьезные споры между Советским Союзом и западными державами»1. Пересмотр статуса Шпицбергена относился к таким сложным вопро сам, которых опасались в Осло. В условиях развернувшейся "холодной войны", в которой арктиче ским территориям отводилась далеко не последняя роль, для СССР было жизненно важно не дать превратить архипелаг в плацдарм развертывания антисоветских военных угроз. В 1947 г. ТАСС выступил с заявлением. В нем, в частности, отмечалось, что в Парижском договоре 1920 г. "совершенно не учитываются интересы безопасности СССР на Севере, так же как и важные экономические интересы Советского Союза"2. Тем не менее, советская сторона отложила вопрос пересмотра статуса архипелага до более благоприятного времени, чтобы не давать повода для обвинений в аннексионистских намерениях. Такие обвинения, по мнению Москвы, могли стать оправданием планов американского присутствия в Ис ландии и Гренландии. Но после вступления Норвегии в НАТО (в 1949 г.) вопрос об изменении статуса Шпицбергена уже не поднимался. Норвеж ское правительство в ноте от 1 февраля 1949 г. заверило советскую сторону в том, что никогда не будет проводить политику с агрессивными целями и не допустит размещения на архипелаге иностранных военных баз и ядер- ного оружия в мирное время. Но следствием вступления Норвегии в НАТО стало включение территории Шпицбергена в зону ответственности альян са, что подчеркнуто в постановлении, принятом норвежским стортингом 19 января 1951 г. По поводу этого постановления Москва выразила свой протест, считая, что оно является нарушением Парижского договора. Отныне строгое соблюдение условий Парижского договора всеми участ никами рассматривалось советской стороной как гарантия ее стратегиче ских интересов в Баренцевом море, основным из которых было недопущение расширения в северных морях военного присутствия наших потенциаль ных противников. Поэтому Москва постоянно направляла Осло протесты 1 Зарецкая О. В. Северное сотрудничество Норвегии и Швеции первых послевоенных лет... С. 111. 2 Вылегжанин А. Н , Зиланов В. К. Шпицберген: правовой режим прилегающих морских районов. С. 129.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz