Порцель, А. К. Россия и Норвегия на Шпицбергене в XX веке: взгляд с российской стороны / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2012. - 130 с. : фот., карты.

47 Далее она отмечает: «Основное содержание норвежской политики "наведения мостов" в первые послево­ енные годы заключалось в том, чтобы как можно реже заявлять о своей позиции в вопро­ сах, вызывавших серьезные споры между Советским Союзом и западными державами»1. Пересмотр статуса Шпицбергена относился к таким сложным вопро­ сам, которых опасались в Осло. В условиях развернувшейся "холодной войны", в которой арктиче­ ским территориям отводилась далеко не последняя роль, для СССР было жизненно важно не дать превратить архипелаг в плацдарм развертывания антисоветских военных угроз. В 1947 г. ТАСС выступил с заявлением. В нем, в частности, отмечалось, что в Парижском договоре 1920 г. "совершенно не учитываются интересы безопасности СССР на Севере, так же как и важные экономические интересы Советского Союза"2. Тем не менее, советская сторона отложила вопрос пересмотра статуса архипелага до более благоприятного времени, чтобы не давать повода для обвинений в аннексионистских намерениях. Такие обвинения, по мнению Москвы, могли стать оправданием планов американского присутствия в Ис­ ландии и Гренландии. Но после вступления Норвегии в НАТО (в 1949 г.) вопрос об изменении статуса Шпицбергена уже не поднимался. Норвеж­ ское правительство в ноте от 1 февраля 1949 г. заверило советскую сторону в том, что никогда не будет проводить политику с агрессивными целями и не допустит размещения на архипелаге иностранных военных баз и ядер- ного оружия в мирное время. Но следствием вступления Норвегии в НАТО стало включение территории Шпицбергена в зону ответственности альян­ са, что подчеркнуто в постановлении, принятом норвежским стортингом 19 января 1951 г. По поводу этого постановления Москва выразила свой протест, считая, что оно является нарушением Парижского договора. Отныне строгое соблюдение условий Парижского договора всеми участ­ никами рассматривалось советской стороной как гарантия ее стратегиче­ ских интересов в Баренцевом море, основным из которых было недопущение расширения в северных морях военного присутствия наших потенциаль­ ных противников. Поэтому Москва постоянно направляла Осло протесты 1 Зарецкая О. В. Северное сотрудничество Норвегии и Швеции первых послевоенных лет... С. 111. 2 Вылегжанин А. Н , Зиланов В. К. Шпицберген: правовой режим прилегающих морских районов. С. 129.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz