Порцель, А. К. Россия и Норвегия на Шпицбергене в XX веке: взгляд с российской стороны / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2012. - 130 с. : фот., карты.

30 мощью к норвежцам. У них получили компрессор, необходимый для за­ пуска дизеля. В Норвегии приобрели и бот для нужд рудника. Привела его на Шпицберген норвежская команда на буксире парохода "Товарищ Сталин". В декабре 1937 г. уже после прекращения навигации вышел из строя гене­ ратор на руднике Грумант, что грозило полной остановкой работ. Причина аварии была в том, что машинист заснул на посту, убаюканный в поляр­ ную ночь ровным шумом дизеля. Отремонтировать генератор не было воз­ можности. Тогда компания "Стуре Ношке" согласилась продать советским шахтерам свой генератор со старой электростанции. Обращались за помощью и норвежцы. Так, советские строители поде­ лились с ними секретом изготовления кирпичей из местных материалов: шлак с электростанции смешивали с цементом и мелким бросовым угольным порошком. За образцами кирпича приезжала делегация во главе с директо­ ром норвежского рудника. В 1941 г. в норвежской шахте № 2 в Лонгиер- бюене возник пожар. Для спасения сорока горняков не хватало противо­ пожарных средств. Советские горняки Груманта поделились с норвежцами, чем смогли. Позднее Одц Лене, один из руководителей Полярного клуба, член редколлегии "Полярного ежегодника", вспоминал: "Русские собрали все, без чего они могли остаться в такой исключительно слож­ ной обстановке. У них было 50 противогазов, они даіш сорок пять"1. Но иногда возникали и "дипломатические трения". Подобные инци­ денты были характерны для периода 1931-1932 гг., когда у власти в Нор­ вегии была аграрная партия. После прихода к власти в 1933 г. партии венстре норвежское правительство стало стремиться к расширению контактов с СССР, и отношения на Шпицбергене вошли в спокойное русло. С 1935 г. партия венстре перестала быть правящей, и ситуация вновь стала обостряться. Приведем некоторые примеры подобных конфликтных ситуаций на архи­ пелаге в 1930-е гг. В 1931 г. директор норвежского рудника Э. Свердруп фактически от­ казал в разгрузке парохода "Товарищ Сталин" у норвежских причалов. Он ставил условием разгрузки, чтобы в обратный путь судно загрузили нор­ вежским углем. Но советский пароход после аварии у острова не мог взять этот уголь, о чем норвежец был поставлен в известность. В итоге причал 1Иванов Г. Добрые традиции... С. 146.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz