Порцель, А. К. Российско-норвежская морская торговля на Мурмане (первая четверть XX века) / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 103 с. : ил., карты, портр.

7 ГЛАВА 1. СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА НА МУРМАНЕ (1914-1920 ГОДЫ) "Порто-франко (итал. porto franco - свободный порт) - порт, пользующийся пра­ вом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Порто-франко не входит в состав тамо­ женной территории государства. Часто создается при сооружении нового порта с целью привлечения грузов и увеличения товарооборота"1. Это описание вполне соответствует ситуации, существовавшей на Кольском полуострове в первые десятилетия XX в. Экономика Кольского полуострова имеет ряд особенностей, отли­ чающих ее от хозяйства соседних северных регионов России, в частности Поморья. Основные особенности можно свести к следующему. 1. В отличие от соседних территорий, в первую очередь Карелии и Архангельской области, экономика Кольского Севера не может строиться на принципе самообеспечения в силу природно-климатических условий края. Это ведет к необходимости ориентировать хозяйство Мурмана на развитие торговых связей с иными регионами. 2. Пограничное положение и выход к незамерзающему морю объек­ тивно способствуют развитию экономических контактов населения Коль­ ского Севера с жителями Северной Норвегии. Другим исторически сло­ жившимся направлением хозяйственной ориентации края являются связи с Поморьем, в первую очередь с Архангельском. Но эти связи затруднены из-за ограниченности сроков навигации в Белом море. 3. Территория Кольского полуострова и акватория Баренцева моря объективно является зоной, привлекающей внимание норвежских пред­ принимателей. Противостоять экономической экспансии иностранцев на Мурмане можно лишь увеличивая постоянное оседлое население края. Данное обстоятельство привело к увеличению притока переселенцев на Коль­ ский полуостров в период его промышленного развития, причем это переселе­ ние было организовано государством. Соседние же регионы, в частности По­ морье, издавна представляли сравнительно обжитые территории России. 4. Развитие промышленности на Кольском Севере невозможно без за­ воза топлива извне, так как собственные запасы угля и нефти в крае отсут­ ствуют. Слабость сухопутных коммуникаций региона ведет к преимуществен­ ной ориентации на завоз топлива морским путем. Соседние же регионы Русского Севера могли опираться на собственные топливные запасы, хотя они и не всегда могли обеспечивать полностью все потребности этих территорий. 1Порто-франко Википедия. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz