Порцель, А. К. Российско-норвежская морская торговля на Мурмане (первая четверть XX века) / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 103 с. : ил., карты, портр.

35 Главнейшими видами контрабанды являются: спиртные напитки, папиросы, сахар, шоколад и мануфактура"1. Врид Управляющего Мурманской таможней Клепацкий в докладе по итогам 1923 г. отмечал: "Безусловно, что все вышеуказанные мероприятия в отношении борьбы с контра­ бандой не достигают благоприятных результатов, так как помимо берегового наблюде­ ния необходимо иметь еще надзор за всем Кольским заливом, а также за побережьем Северного Ледовитого океана в местах, где имеются промысловые становища, но, к сожалению, таможня лишена возможности выполнить указанное мероприятие, ввиду отсутствия у нее для этого необходимых перевозочных средств"2. Контрабанда в пограничных районах - явление известное для любой страны. Тем не менее, большинство норвежцев и россиян стремились к тому, чтобы вести торгово-экономическую деятельность на законных основаниях, развивать легальный бизнес. Краткие выводы 1. Защита экономических интересов советского государства была прежде всего связана с подписанием официальных советско-норвежских соглашений, регулировавших торговлю и мореплавание - Временное тор­ говое соглашение 1921 года и договор о торговле и мореплавании 1925 года. Оба документа сохраняли принципы взаимоотношений между двумя стра­ нами в экономической сфере, которые сложились на севере еще в дорево­ люционный период. 2. Для закрепления своего присутствия в полярных районах и, в част­ ности, для пресечения нелегального промысла иностранцев в советских водах, советское правительство издало ряд законодательных актов, опре­ деливших государственную границу в Арктике и пределы советской эко­ номической морской зоны. Эти акты вызвали резкое противодействие со стороны иностранных государств, в т. ч. Норвегии. 3. В первые послевоенные годы слабость советской пограничной охраны и таможенной службы не давала возможности покончить с дея­ тельностью контрабандистов и норвежских промышленников, которые 1ГАМО. Ф. 36. On. 1. Д. 14. Л. 105. 2 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz