Порцель, А. К. Российско-норвежская морская торговля на Мурмане (первая четверть XX века) / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 103 с. : ил., карты, портр.

22 на сумму 64 209 рублей. В том же году в Кемь через Мурманск было дос­ тавлено таким образом 2 425,39 пудов импортных товаров из Норвегии на сумму 203 440 рублей1. С 30 октября по 31 декабря 1918 г. (т. е. уже при власти ВПСО) в Кольский залив зашли 1 норвежское судно, 8 английских и 14 русских. В 1919 г. Мурманский порт посетили 85 норвежских судов: с января по ап­ рель - 2, в мае-июле - 42, с августа до конца года - 412. Среди них был всего 1 грузовой пароход (в январе). Все остальные - боты (парусные и моторные). Подавляющее количество норвежских и русских судов в течение всего рассматриваемого периода приходило в Мурманск из Варде и уходило туда же. Лишь изредка как порт отправления или назначения упоминаются другие норвежские города - Киркенес, Вадсе, Берген. Так, в период с 30 ок­ тября по 31 декабря 1918 г., по сведениям Мурманской таможни, из Варде пришли 12 судов и 11 - из Англии. Из других портов (в т. ч. и русских) в этот период суда в Кольский залив не приходили. В 1919 г. чаще других рейсы между Мурманском и Варде совершали пароходы "Зосима" (отме­ чен в Мурманске 13 раз) и "Север" (9 раз). В апреле-мае 1920 г. 4 раза от­ мечен в Кольском заливе пароход "Преподобный Трифон", ходивший в Варде и обратно, столько же раз в августе-декабре того же года - паро­ ход "Мурман"3. Таким образом, рейсы были достаточно регулярными. Все упомянутые русские пароходы - грузо-пассажирские. Краткие выводы 1. Торговые контакты на Севере между Норвегией и Россией (точнее, между Финнмарком и Кольским Севером) очень мало зависели от полити­ ческих режимов. В период смены власти они ненадолго затухали, но через короткое время снова быстро набирали силу. 2. Основным норвежским портом, связанным с Мурманском, был Варде. 3. Ассортимент завозимых из Норвегии товаров был весьма разнооб­ разен, но основными являлись рыба и рыбопродукты. 1Головин В. В. Таможенное дело на Мурмане : историко-правовой очерк. К 90-летию Мурманской таможни. - Мурманск : Север, 1999. - С. 103. 2ГАМО. Ф. 36. Он. 1. Д. 1. Л. 8-39. 3 Там же. Л. 8-60.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz