Порцель, А. К. Российско-норвежская морская торговля на Мурмане (первая четверть XX века) / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 103 с. : ил., карты, портр.

18 2. Режим порто-франко был задуман как средство помощи только жителям Мурманского побережья. Исключение из зоны порто-франко крупнейшего порта (Мурманск) и железной дороги существенно снизило эффективность свободной таможенной зоны. 3. Наличие режима свободной торговли не исключило вероятности нарушения таможенных правил и деятельности контрабандистов. ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКАЯ МОРСКАЯ ТОРГОВЛЯ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ В 1916-1920 ГОДАХ Норвегия (точнее, ее северный район - Финнмарк) издавна занимала особое, ведущее место в торговле на Русском Севере, в т. ч. через порты Мурмана. В правящих кругах Норвегии в первые десятилетия XX в. счита­ ли, что при любом правительстве, находящемся у власти в соседней стра­ не, скандинавские власти "должны позаботиться о наших (т. е. норвежских. - А. П.) интересах в России, куда вложены большие норвежские капиталы" . В Первой мировой войне Норвегия сохраняла нейтралитет. До сере­ дины 1916 г. она торговала с обеими воюющими группировками - и со странами Германского блока, и со странами Антанты. Несмотря на войну, российско-норвежские экономические связи на Севере, хотя и ослабли, но сохранились вплоть до 1917 г. В целом норвежский экспорт в Россию в 1914—1916 гг. вырос по стоимости в 9 раз1 2. С 1 февраля 1917 г. Германия объявила неограниченную подводную войну. Немецкие подводные лодки начали топить суда всех стран, в т. ч. и нейтральных, которые шли в порты Антанты. Однако для активного ве­ дения этой войны на Севере у немецкого флота сил не хватало. Врагу уда­ лось потопить здесь менее 2 % от общего количества транспортов, про­ шедших за все время Первой мировой войны северными коммуникациями, - 46 потоплено подводными лодками и 15 погибли на минах. За этот период в обоих направлениях мимо берегов Кольского полуострова прошло более 3,5 тыс. судов, перевезших около 10 млн т различных грузов3. 1 Советско-норвежские отношения. 1917-1955 гг. : сб. док / Огв. ред. Чубарьян А. О., Ристе У . - М . : ЭЛИА -АРТ-0,1977.- С . 31. 2 Зашихин А., Чудинов К. Русский Север в 1918-1920 годах и Норвегия И Оттар. - Тромсе, 1992. - № 192. - С. 54. 3 Неклюдов Н. Флотилия ледовитого океана // Вечерний Мурманск - 2006. - 1 августа - С. 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz