Порцель, А. К. Топливная проблема Мурмана в 30-е годы XX века // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2-3 нояб. 2011 года / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 110-114.

митета при Леноблисполкоме писали в 1934 г.: «Удовлетворение этой по­ требности ни в каком случае не может идти за счет местных топливных ре­ сурсов Ленинградской области и Карельской республики. О покрытии этой потребности за счет дальнепривозного донугля не может быть и речи»1. Достоверные данные о наличии угля имелись по острову Медвежий и Новой Земле. Но после проверочной разведки был сделан вывод, что ус­ ловия добычи здесь неблагоприятны, а запасы топлива не имеют промыш­ ленного значения. Обращали внимание на район реки Печоры. Но все же до 1941 г. освоение Печорского месторождения носило характер промыш­ ленной разведки. Качество печорского угля оценивали в то время ниже, чем шпицбергенского. Так, в докладной записке председателя Мурманско­ го облисполкома Е.Ю. Зингиса в ВСНХ СССР в 1931 г. отмечалось: «Для Мурманского округа снабжение за счет шпицбергенских углей представ­ ляется экономически предпочтительнее, чем из Печорских месторождений (меньший фрахт, отсутствие двойной перевалки, более высокое качест­ во)»2. Экономист Б. Дитман в 1934 г. приводил такие расчеты стоимости перевозки одной тонны угля на Кольский полуостров: до Мурманска из Донбасса - 41 руб., с Печоры - 28-33 руб., со Шпицбергена - 31-32 руб. При этом затраты на транспорт (по его расчетам) составляли для донецкого уг­ ля 29 руб., для воркутинского - 14-19 руб., для шпицбергенского - 7-8 руб. на тонну3. Шпицбергенский уголь еще в 20-е годы поступал на Кольский полу­ остров в значительных объемах благодаря участию треста «Северолес» в работе компании «Англо-Русский Грумант». 12 июля 1931 г. шахты «Анг­ ло-Русского Груманта» перешли в собственность СССР. В связи с этим 7 октября 1931 г. Постановлением № 386 СНК СССР был создан «государст­ венный трест по добыче и сбыту угля и других ископаемых на островах и на побережье Северного Полярного моря под названием «Арктикуголь»4. Почти весь уголь, добытый на шахтах «Арктикугля», доставлялся в северные порты СССР. (Для нужд самих полярных рудников оставалось менее 10% от общей добычи.) Основными потребителями его были флота, железная дорога, ТЭЦ, порт и крупнейшие предприятия Кольского полу­ острова. Руководство края жестко контролировало распределение угля. В качестве типичного примера приведем ответ Ленисполкома на запрос Мурманского строительно-монтажного треста (Стромтреста) в 1933 г.: «Возвращая при сем Вашу заявку на каменный уголь (шпицбергенский) 1Богатства Мурманского края - на службу социализму. - М, 1934. - С. 62. Государственный архив Мурманской области (ГАМО). Ф.162. Оп.1. Д.1. Л.381. Дитман Б. К вопросу о развитии топливной базы на Кольском полуострове // На фронте индустриализации. - 1934. - №5-6. - С. 72. * ГАМО. Ф. 162. On. 1. Д.381. Л.7. 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz