Порцель, А. К. Топливная проблема Мурмана в 30-е годы XX века // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2-3 нояб. 2011 года / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 110-114.
митета при Леноблисполкоме писали в 1934 г.: «Удовлетворение этой по требности ни в каком случае не может идти за счет местных топливных ре сурсов Ленинградской области и Карельской республики. О покрытии этой потребности за счет дальнепривозного донугля не может быть и речи»1. Достоверные данные о наличии угля имелись по острову Медвежий и Новой Земле. Но после проверочной разведки был сделан вывод, что ус ловия добычи здесь неблагоприятны, а запасы топлива не имеют промыш ленного значения. Обращали внимание на район реки Печоры. Но все же до 1941 г. освоение Печорского месторождения носило характер промыш ленной разведки. Качество печорского угля оценивали в то время ниже, чем шпицбергенского. Так, в докладной записке председателя Мурманско го облисполкома Е.Ю. Зингиса в ВСНХ СССР в 1931 г. отмечалось: «Для Мурманского округа снабжение за счет шпицбергенских углей представ ляется экономически предпочтительнее, чем из Печорских месторождений (меньший фрахт, отсутствие двойной перевалки, более высокое качест во)»2. Экономист Б. Дитман в 1934 г. приводил такие расчеты стоимости перевозки одной тонны угля на Кольский полуостров: до Мурманска из Донбасса - 41 руб., с Печоры - 28-33 руб., со Шпицбергена - 31-32 руб. При этом затраты на транспорт (по его расчетам) составляли для донецкого уг ля 29 руб., для воркутинского - 14-19 руб., для шпицбергенского - 7-8 руб. на тонну3. Шпицбергенский уголь еще в 20-е годы поступал на Кольский полу остров в значительных объемах благодаря участию треста «Северолес» в работе компании «Англо-Русский Грумант». 12 июля 1931 г. шахты «Анг ло-Русского Груманта» перешли в собственность СССР. В связи с этим 7 октября 1931 г. Постановлением № 386 СНК СССР был создан «государст венный трест по добыче и сбыту угля и других ископаемых на островах и на побережье Северного Полярного моря под названием «Арктикуголь»4. Почти весь уголь, добытый на шахтах «Арктикугля», доставлялся в северные порты СССР. (Для нужд самих полярных рудников оставалось менее 10% от общей добычи.) Основными потребителями его были флота, железная дорога, ТЭЦ, порт и крупнейшие предприятия Кольского полу острова. Руководство края жестко контролировало распределение угля. В качестве типичного примера приведем ответ Ленисполкома на запрос Мурманского строительно-монтажного треста (Стромтреста) в 1933 г.: «Возвращая при сем Вашу заявку на каменный уголь (шпицбергенский) 1Богатства Мурманского края - на службу социализму. - М, 1934. - С. 62. Государственный архив Мурманской области (ГАМО). Ф.162. Оп.1. Д.1. Л.381. Дитман Б. К вопросу о развитии топливной базы на Кольском полуострове // На фронте индустриализации. - 1934. - №5-6. - С. 72. * ГАМО. Ф. 162. On. 1. Д.381. Л.7. 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz