Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.
79 на усиление внимания к экологическим проблемам, что отчетливо прояв лялось с 1970-х гг. Непростая ситуация сложилась с дорогами. Получалось, как в известной поговорке "Гром не грянет, мужик не перекрестится". Хотя плохое состояние дорог обсуждалось постоянно, но средства, выделяемые на их строительство и ремонт, уходили "нецелевым использованием". Консул Г. С. Барулин так описал положение дел в своем выступлении на партконференции в 1964 г.: "Надо начинахъ строить дороги. На эту цепь все время деньги отпускали, но их не рас ходовали. Теперь прекратили выделение средств на эту цель"1. Но и в 1972 г. делегаты островной партконференции указывали: "Беда в том, что у нас нет дорог с твердым покрытием"2. Лишь в 1973 г. началось долгожданное строительство автодороги на руднике Баренцбург. 4.3.3. Пожары на рудниках Огромную опасность представляли для горняков пожары. Пожарная охрана была неотъемлемой частью структуры рудничного хозяйства. Пожар ные депо были образованы на всех рудниках. В Баренцбурге депо распола галось в центре поселка. В 1940 г. личный состав пожарной команды Баренц бурга составлял 12 человек, Груманта - 7 человек. Этого было явно недостаточно. Так, в отношении команды Баренцбурга комиссия Главсев- морпути и Наркомата угольной промышленности в 1940 г. отметила: “Вследствие недостатка людей все постоянно дежурят по 8 часов в сутки без выход ных дней"3. В помощь пожарным были созданы в поселках добровольные пожар ные дружины. Несмотря на принимаемые меры, пожары на шахтах и в поселках были весьма частым явлением. Особенно опасны были пожары в шахтах, которые часто приводили к тяжелым травмам и человеческим жертвам. Но и возгорания в поселках вели к тяжелейшим последствиям: люди могли остаться в условиях полярной зимы без жилья и необходимых бытовых условий. Эта проблема существовала с первых лет работы "Арктикугля". 1ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 236. Л. 72. 2 ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 287. Л. 56. 5ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 39. Л. 52, 87, 88.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz