Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.
77 на Шпицбергене. Партком вошел с ходатайством к руководству Главсевморпути о вы делении средств и морского транспорта для вывоза металлолома с острова в СССР"1. Прошел год. И вновь секретарь парткома И. Ф. Кашин отмечал: "На территории рудников можно встретить много годного оборудования и меха низмов, которые лежат под открытым небом и приходят в негодность"2. В 1960 г. В. Н. Птицын (в то время заведующий промышленно- транспортным отделом Мурманского обкома) пообещал полярникам, выступая на их конференции: "У Вас здесь очень много металлолома, тресту нужно увеличить планы сбора метал лолома. Я по прибытии в Мурманск постараюсь помочь, чтобы его у вас забрали"3. Представитель обкома сдержал слово. Металлолом был вывезен. Но в дальнейшем ситуация с металлоломом повторялась неоднократно. В 1970 г. секретарь парткома И. 3. Ширин указывал: "Очень много ценного оборудования, материалов лежит под открытым небом в хаотическом состоянии. (...) Группа народного контроля упустила этот вопрос"4. Через два года после этого консул С. JI. Гребнев обращался к комму нистам "Арктикугля": "Вы только посмотрите и сравните выработанные шахты в Нью-Олесуне и на Колсбее. Какая бесхозяйственность. Неприглядный вид, груды металла, обломки до сего времени со времен 2-й мировой войны (Отечественной)"5. В 1974 г. снова указывалось: "Крайне неблагополучно на руднике Баренцбург с хранением оборудования и материалов, которые бесконтрольно развозятся по всей территории рудника и хра нятся навалом. Зимой все засыпает снегом, многие материалы портятся, ломаются, приходят в негодность"6. Порядок был наведен лишь в 1980-е гг. Другими примерами бесхозяйственности были многочисленные факты утраты стройматериалов. Особенно тревожило положение со строительным лесом, который имел в 1940-1960-е гг. огромное значение в строительных работах и креплении шахт. Его с большим трудом доставляли на архипелаг. 'ГАМО. Ф. П-17. Оп. 1.Д. 115. Л. 7. 2ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 137. Л. 30. 5ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 210. Л. 43. 4 ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 276. Л. 7. 5 ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 287. Л. 52. 6 ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 302. Л. 13.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz