Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.

64 свыше шести млн т. В дальнейшем работы активно продолжались. Так, в период 1976-1980 гг. геологи пробурили 34000 м разведочных скважин1. Трест "Арктикуголь" основные работы после войны начал на своих старых рудниках Баренцбург и Грумант. В 1947-1948 гг. была закончена разведка месторождения Пирамида с целью подготовки полей двух шахт проектной мощностью 300 тыс. т каждая2. В 1949 г. началось проектирование рудника Пирамида на площади южного участка. Но в дальнейшем обнару­ жилась его малая надежность, и это заставило ускорить разведку северного участка. В августе 1950 г. было утверждено проектное задание рудника и началось его строительство3. Суточная проектная мощность рудника состав­ ляла 1000 т, фактическая - 600 т (в 1963 г.). В 1956 г. на руднике Пирамида была введена в эксплуатацию шахта № 2 "Северная"4. Предполагалось, что разведанные запасы обеспечат срок службы шахты с проектной мощностью 300 тыс. т в год на 38 лет. Но в связи с геологическими нарушениями физи­ ческие потери угля оказались значительно выше проектных, что неизбежно вело к сокращению срока службы шахты. Рудник Пирамида (второй по величине после Баренцбурга советский рудник на Шпицбергене) расположен в 120 км от Баренцбурга. Основной путь сообщения между этими рудниками - морской. После начала эксплуа­ тации рудника Пирамида объемы добычи угля выросли почти вдвое. Трудное положение отмечалось на руднике Грумант. Его работа постоянно была объектом пристального внимания руководства треста. Добываемый здесь уголь имел лучшие показатели качества по сравнению с другими руд­ никами. Для его отгрузки пришлось создать в девяти км от рудника в бухте Колсбсй порт с причалом для морских судов. Строительство порта нача­ лось в 1950 г. Здесь возник небольшой поселок с электростанцией. Уголь из рудника перевозили в портовый межнавигационный склад по узко­ колейной железной дороге. Больше километра она шла в тоннеле, а далее - в крытой деревянной галерее. Но добыча угля на руднике Грумант постоянно шла с большими труд­ ностями. Добиться стабилизации положения никак не удавалось. Данные об объемах добычи приведены в табл. З5. 1Гнилорыбов Н. А. Советский угольный рудник Баренцбург... С. 9. ' Шахты на Шпицбергене / И. О. Куликов [и др.]. С. 79, 80, 82. 3 ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 66. Л. 17. ‘ ГАМО.Ф. Л-17. Оп. 1.Д. 186. Л. 4. 5Шахты на Шпицбергене / И. О. Куликов [и др.]. С. 76.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz