Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.
50 ков на Шпицбергене1. В 1933 г. Совторгфлот открыл регулярную пароход ную линию "Мурманск - Шпицберген". В 1936 г. "помимо товарно-пассажирских перевозок в течение навигации на линии Шпицберген - Мурманск работал 21 грузовой пароход"2. По данным Мурманской окружной плановой комиссии во второй пяти летке северный уголь в основном покрывал потребности края в топливе, но при условии жесткой экономии. Это позволило отказаться от импорта данного вида топлива. В 1930 г. в Мурманск было доставлено 38,4 тыс. т импортного угля (99,5% всего завезенного угля), в 1931 г. - 75,9 (70%), в 1932 г. - 59 тыс. т (67 %), а с 1933 г. импортный уголь перестал поступать3. Основными потребителями его были флот, железная дорога, ТЭЦ, порт и крупнейшие предприятия Кольского полуострова. В Конъюнюурном обзоре деятельности треста "Арктикуголь" за три квартала 1934 г. указывалось: «Всего вывезено угля 170773 тонны. В том числе бункеровка пароходов 8 826.. По потребителям вывезенный уголь распределяется следующим образом: Гор. Архангельск Севморфлот.......................22 200 тонн Севморпѵть........................ 5 182..." ИТОГО..........27 388 тонн Гор. Мурманск Совторгфлот......................51685 тонн Севморфлот.......................6 969..." Апатитрест.......................... 19017...” Мурманрыба.......................44 904..." Теплоэлектроііентпаль..... 9 990..." ИТОГО..........124 565 тонн»4. Руководство края жестко контролировало распределение угля. В каче стве типичного примера приведем ответ Ленисполкома на запрос Мурман ского строительно-монтажного треста (Стромтреста) в 1933 г.: "Возвращая при сем Вашу заявку на каменный уголь (шпицбергенский) сообщаем, что указанная заявка не может быть принята, так как шпицбергенского угля не хватает даже для нужд траулеров, что же касается поставки Донецкого угля, то доставка его 1ГАМО. Ф. 383. On. 1. Д. 4. Л. 18. : ГАМО. Ф. 383. On. 1. Д. 7. Л. 49. 1 Мурман от VI к VII съезду Советов СССР (1931-1934 гг.). Мурманск, 1934. С. 24. * ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 1. Л. 54.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz