Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.

47 в 20.000 тысяч тонн и что согласно того же параграфа трест "Арктикуголь" должен был провести контрольную разведку и 15-XI-1934 года, т. е. почти через 2,5 года либо под­ твердил. эти запасы или отвергнуть их и договор расторгнуть. (...) Однако необходимых разведок трест "Арктикуголь" не произвел, и названная компанией цифра запасов угля в 20 миллионов тонн была принята без возражений»1. Голландцы продали свой рудник, что называется, "на корню": все, что на­ ходилось здесь к моменту прибытия советских представителей, переходило в собственность советской стороны. В упомянутой выше докладной запис­ ке в 1931 г. комиссия ВСНХ отмечала: "Рудник имеет колонию, содержащуюся в образцовом порядке и вполне пригод­ ную для вмещения 700-800 рабочих"2. В результате переговоров с голландцами удалось добиться снижения цены сделки и выплаты оговоренной суммы в течение десяти лет. Англи­ чанин Стемп, бывший владелец акций "Англо-Русского Груманта", также получил свои деньги не сразу, а частями. В 1935 г. ему было выплачено "Арктикуглем" 32062 руб. 34 коп. (5 815 фунтов стерлингов)3. В целом вы­ года от приобретения шахт в советскую собственность окупала эти затраты, так как позволяла создать надежный источник топливного снабжения для быстро развивающейся промышленности советского Севера. Кроме вве­ денных в эксплуатацию рудников Баренцбург и Грумант, тресту "Арктик­ уголь" до войны принадлежали на Шпицбергене еще два участка: гора Пи­ рамида и Богеман-тундра. Это позволяло расширить масштабы советской угледобычи в будущем. 3.2.2. Налаживание работы советских шахт на архипелаге Основной проблемой развития советской угледобычи были нелегкие условия мореплавания у берегов Шпицбергена. Отсутствие маяков мешало нормальному судоходству и приводило к авариям советских судов. 30 октября 1931 г. налетел на камни около Шпицбергена пароход "Това­ рищ Сталин", шедший с грузами для горняков. Сигнал бедствия приняла норвежская радиостанция на острове и передала его в эфир. Первыми подо­ шли к месту бедствия английские суда. Но они выдвинули условия, которые советские моряки отказались принять: всем покинуть судно и заплатить за помощь 20 тыс. фунтов стерлингов. Пароход был снят с камней 1 ноября 1931 г. пришедшим из Баренцбурга судном "Крестьянин". 1ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 39. Л. 9-11. 3 РГАЭ. Ф. 3139. On. 1. Д. 418. Л. 8. 3 ГАМО. Ф. 383. On. 1. Д. 4. Л. 26.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz