Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.

40 незамерзающий порт сулили огромные хозяйственные выгоды. В планах первых пятилеток Мурману отводилось значительное место в развитии различных отраслей промышленности. Но чтобы реализовать намеченное, надо было решить проблему снабжения региона топливом. В записке "Об энергетике Мурманского края", составленной ленинградскими спе­ циалистами по заданию окружной плановой комиссии в 1933 г., говори­ лось следующее: "Необходимым условием промышленного строительства на Мурмане является обеспечение ему соответствующей энергетической базы, учитывая то обстоятельство, что многие из развивающихся здесь отраслей являются весьма энергоемкими. Поэтому вопрос об энергетической базе является основным жизненным вопросом, от разреше­ ния которого зависят промышленные судьбы этого столь одаренного в отношении при­ родных богатств края''1. Минимальные прогнозы отдельных специалистов в потребности топ­ лива для Кольского полуострова на 1937 г. колебались от 800 до 1500 тыс. т угля2. Ленинградские специалисты давали следующий прогноз потребности края в угле на вторую пятилетку: 1932 г. - 141,7; 1933 г. - 408,9; 1934 г. - 714; 1935 г. - 1150; 1936 г .-2089,2 ; 1937 г. - 2662,8 тыс. т3. Таким образом, предполагалось увеличение потребления угля за пяти­ летие почти в 18 раз. Эти расчеты оказались несколько завышенными. Покрыть данные потребности за счет импорта угля не представлялось возможным. Разрабатывая первый пятилетний план, ВСНХ СССР ориен­ тировался на сокращение завозок иностранного сырья и топлива в страну. В корректированном варианте этого плана, предложенном ВСНХ СССР, говорилось: "Не касаясь качественной стороны вопроса, следует указать, что в настоящем плане топливоснабжения на предстоящее пятилетие учитывается необходимость, во-первых, полного прекращения импорта заграничного угля (за исключением тех его коли­ честв, которые необходимы для бункерования судов Советского флота при плавании их в заграничных водах) и, во-вторых, всемерного развития экспорта, особенно нефти и нефтепродуктов"4. В 1931 г. Совет Труда и Обороны (СТО) СССР принял специальное постановление "О мерах улучшения качества углей и упорядочения их исполь‘ ГАМО. Ф. 213. On. 1. Д. 531. Л. 7. 2 Дитман Б. К вопросу о развитии топливной базы на Кольском полуострове // На фронте индуст­ риализации 1934. № 5-6. С. 68. 3 ГАМО. Ф. 213. On. 1. Д. 531. Л. 4. 4 РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 3. Д. 1619. Л. 61.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz