Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.
32 о закупке для рыболовецких судов Мурмана, Беломорского бассейна и кораб лей Карской продовольственной экспедиции 15 тыс. т угля. Из них 8 тыс. т предназначались Мурману и Беломорью1. Уголь был основным грузом, обрабатываемым Мурманским портом в 1920-е гг., особенно в первой их половине. Доля угля в импорте через Мурманск в 1920-1923 гг. составляла 21,6 %, а первое место занимал хло пок - 59,4 % (подсчет по весу грузов)2. Но уголь в эти годы был "грузом не коммерческим, а хозяйственным", грузом "бездоходным, даже прямо убыточным", ибо он "шел для нужд самого порта и дороги"3. В 1926-1927 гг. уголь был оттеснен на третье место в списке импортных грузов Мурманского порта: из общего объема импорта в 105 297 т он со ставил 14 863 т (14 %), хлопок- 3 4 235 т (32 %), сельдь - 18 540 т (18 %)4. Уголь в советские порты поставляла компания "Англо-Русский Гру мант", добывавшая его на Шпицбергене. Перевозили уголь обычно суда под норвежским флагом, как следует из документов Мурманского торгового порта. Норвежские компании активно добивались заключения фрахтов, чтобы преодолеть последствия кризиса начала 1920-х гг., когда треть их тоннажа не использовалась. Другая часть угля имела собственно норвежское проис хождение. Как правило, он тоже добывался на копях Шпицбергена. После 1925 г. закупки угля в Норвегии прекратились. В 1924 г. шпицбергенского угля завезли в Архангельск 13 826,6 т (857 634 пуда), в 1925 г. - 3 479 т для Севгосрыбтреста и около 1,2 млн пудов для Мурманской железной дороги5, т. е. всего около 22,7 тыс. т. Закупки шли через трест "Северолес", который имел разрешение от советского пра вительства завезти в 1925 г. до 2 млн пудов (32 тыс. т) шпицбергенского угля6, но не сумел выбрать всю квоту. В 1926 г. правление Мурманской железной дороги закупило у "Англо-Русского Груманта" 10 тыс. т угля7. В документах треста "Северолес" не отражено, закупали ли в 1926 г. шпиц бергенский уголь другие предприятия края. Активное взаимодействие треста "Северолес" с англо-русской компа нией не случайно. В 1920 г. Совет Антанты принял решение возобновить 1 Сорокин В. В. Значение советско-норвежских торговых переговоров 1920-1921 гг. для развития мурманских рыбных промыслов // Ученые записки. Т. 5 / Мурман. гос. пед. ин-т, 1964. С. 241. 2Кашменский Н. Мурманский порт // Вестник Карело-Мурманского края. 1925. № 11. С. 8. 3Там же. С. 7. 4 Кашменский Н. Мурманский порт в 1926-27 году// Карело-Мурманский край. 1927. №4. С. 28-29. 5 ГААО. Ф. 71. On. 1. Д. 2154. Л. 25. f' ГААО. Ф. 71. On. 1. Д. 2155. Л. 60. 7 ГААО. Ф .71.0п. 1. Д. 2148. Л. ! 15.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz