Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.

32 о закупке для рыболовецких судов Мурмана, Беломорского бассейна и кораб­ лей Карской продовольственной экспедиции 15 тыс. т угля. Из них 8 тыс. т предназначались Мурману и Беломорью1. Уголь был основным грузом, обрабатываемым Мурманским портом в 1920-е гг., особенно в первой их половине. Доля угля в импорте через Мурманск в 1920-1923 гг. составляла 21,6 %, а первое место занимал хло­ пок - 59,4 % (подсчет по весу грузов)2. Но уголь в эти годы был "грузом не коммерческим, а хозяйственным", грузом "бездоходным, даже прямо убыточным", ибо он "шел для нужд самого порта и дороги"3. В 1926-1927 гг. уголь был оттеснен на третье место в списке импортных грузов Мурманского порта: из общего объема импорта в 105 297 т он со­ ставил 14 863 т (14 %), хлопок- 3 4 235 т (32 %), сельдь - 18 540 т (18 %)4. Уголь в советские порты поставляла компания "Англо-Русский Гру­ мант", добывавшая его на Шпицбергене. Перевозили уголь обычно суда под норвежским флагом, как следует из документов Мурманского торгового порта. Норвежские компании активно добивались заключения фрахтов, чтобы преодолеть последствия кризиса начала 1920-х гг., когда треть их тоннажа не использовалась. Другая часть угля имела собственно норвежское проис­ хождение. Как правило, он тоже добывался на копях Шпицбергена. После 1925 г. закупки угля в Норвегии прекратились. В 1924 г. шпицбергенского угля завезли в Архангельск 13 826,6 т (857 634 пуда), в 1925 г. - 3 479 т для Севгосрыбтреста и около 1,2 млн пудов для Мурманской железной дороги5, т. е. всего около 22,7 тыс. т. Закупки шли через трест "Северолес", который имел разрешение от советского пра­ вительства завезти в 1925 г. до 2 млн пудов (32 тыс. т) шпицбергенского угля6, но не сумел выбрать всю квоту. В 1926 г. правление Мурманской железной дороги закупило у "Англо-Русского Груманта" 10 тыс. т угля7. В документах треста "Северолес" не отражено, закупали ли в 1926 г. шпиц­ бергенский уголь другие предприятия края. Активное взаимодействие треста "Северолес" с англо-русской компа­ нией не случайно. В 1920 г. Совет Антанты принял решение возобновить 1 Сорокин В. В. Значение советско-норвежских торговых переговоров 1920-1921 гг. для развития мурманских рыбных промыслов // Ученые записки. Т. 5 / Мурман. гос. пед. ин-т, 1964. С. 241. 2Кашменский Н. Мурманский порт // Вестник Карело-Мурманского края. 1925. № 11. С. 8. 3Там же. С. 7. 4 Кашменский Н. Мурманский порт в 1926-27 году// Карело-Мурманский край. 1927. №4. С. 28-29. 5 ГААО. Ф. 71. On. 1. Д. 2154. Л. 25. f' ГААО. Ф. 71. On. 1. Д. 2155. Л. 60. 7 ГААО. Ф .71.0п. 1. Д. 2148. Л. ! 15.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz