Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.
31 странами. Поэтому оно не принимало официального участия в геологораз ведочных работах и добыче угля на Шпицбергене. Формально все дела вели частные компании. Но они пользовались большой государственной под держкой. Российскими компаниями, действовавшими в сфере угледобычи на Шпицбергене, являлись "Грумант" и Русское шпицбергенское акционерное общество. До революции их работа на архипелаге ограничивалась, по су ществу, подготовкой к промышленной добыче. Развернуть широкомас штабную деятельность помешала Первая мировая война. ГЛАВА 2. ТРЕСТ "СЕВЕРОЛЕС" И РЕШЕНИЕ ТОПЛИВНОЙ ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРА В 1920-Е ГГ. В 1920-е гг. роль Кольского полуострова в экономической жизни страны стала возрастать. Во многом это было связано с развитием порта и железной дороги. Потребность предприятий региона в топливе была велика и посто янно возрастала. По мнению мурманского историка В. В. Сорокина, в 1920 г. на полуострове для промышленных нужд требовалось не менее 110 440 т угля1. А это был первый год после окончания боевых действий, и речь шла лишь о восстановлении хозяйственной жизни. На полуострове не обнаружено месторождений ни угля, ни нефти. Топ ливо надо было завозить. Железная дорога была не в состоянии справиться с таким объемом перевозок топлива. Традиционно топливо завозилось на Мурман морским путем. Еще до революции часть угля поступала сюда со Шпицбергена. Это был уголь, добывавшийся и норвежцами, и россиянами. Другая часть угля поставлялась из Англии. Первоначально советское правительство было вынуждено сделать ставку на закупку импортного угля. Ослабленная войной страна не могла самостоятельно вести разработку угольных месторождений Шпицбергена. В 1921 г. два парохода (английский "Джура" и норвежский "Якоб Христиансен"), пришедшие с началом навигации в Архангельск, привезли уголь. Летом 1921 г. в Норвегии прошли переговоры между советскими представителями и норвежскими организациями, где обсуждался вопрос 1 Сорокин В. В. К вопросу о создании советского тралового флота // Ученые записки. Т. 5 / Мур- ман. гос. пед. ин-т, 1964. С. 205.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz