Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.

28 Первый уголь компания добыла в 1913 г. в ходе промышленной раз­ ведки, проводившейся под руководством P. J1. Самойловича. Половину до­ бытого угля (5000 пудов) на пароходе "Мария" в том же году привезли в Петербург. В связи с этим в литературе описывается любопытный эпизод. «Власти потребовали уплатить положенную пошлину за ввоз угля из-за границы. Моряки долго и безуспешно пытались объяснить, что уголь-то наш, но только добыт он на Шпицбергене, в Арктике. Тогда портовики попросили дать им документ, который мог бы подтвердить, что этот злополучный уголь погружен на пароход в русском порту. Рхтественно, что такого документа быть не могло все по той же причине: архипелаг ни­ кому не принадлежал. Наконец власти решили пойти на компромисс: "Дайте хотя бы по­ лицейскую справку, что все законно". Но и ее не могло быть на судне, потому что на Шпицберг ене отсутствовала полиция. Возмущению портовых властей, казалось, не было конца, и они в конце концов заявили, что "такого места на земле нет и быть не может!"»1. Русское шпицбергенское акционерное общество возникло почти одно­ временно с "Грумантом". Учредителем его выступил отставной лейтенант российского флота Павел Петрович фон Веймарн. Ранее он был россий­ ским консулом в Норвегии. В декабре 1913 г. он подал заявку на организацию предприятия2. Кроме него, учредителями общества значились инженер- технолог Э. Р. Ульман, надворный советник Б. М. Микешин, купец первой гильдии П. И. Кольцов и инженер-технолог О. Г. Фельдман3. Устав компа­ нии был "высочайше утвержден" 17 января 1916 г.4 В мае 1915 г. П .П . фон Веймарн и Э. Р. Ульман купили несколько участков на архипелаге у норвежских компаний: Савангерской шпицбергенской угольной компании, акционерного общества "Исефьордская [Ис-фьордская] угольная компания" и частных владельцев А. Е. Шредера и Г. Б. Лигольна5. Первоначально новая фирма рассчитывала "вести дело в течение 8 лет с 1916 по 1923 г., доставляя уголь в Архангельск или Бал­ тийские порты”6. В плане работ, представленном на Особом совещании по топливу, ее руководство следующим образом описывало свои намерения: 1Зингер Е. М. Между полюсом и Европой. М., 1981. С. 68. 2 РГИА. Ф. 92. On. 1. Д. 517. Л. 10. 3РГИА. Ф. 23, Оп. 13. Д. 53. Л. 60; Ф. 92. On. 1. Д. 517. Л. 2. 4 РГИА. Ф. 23. Оп. 13. Д. 53. Л. 91. 5РГИА. Ф. 92. On. 1. Д. 437. Л. 1, 6 РГИА. Ф. 92. On. 1. Д. 517. Л. 3.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz