Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.
197 своей работы он должен быть в курсе всех событий, так как он работает на пристани, на самом высоком месте, где видны всякие встречи с прибывающими иностранцами на пароходах и ботах. Исходя из этих обстоятельств, невольно каждого заставляет пред полагать причину гибели А-ва как результат диверсии''1. Думается, что в обоих случаях инструктор Политуправления, прово дивший проверку на острове, проявил излишнюю бдительность. Размышления о вредительской деятельности постоянно звучали в со общениях с острова в различные инстанции (Политуправление ГУСМП, ЦК ВКП(б), ЦК ВЛКСМ и др.) и "лично товарищу Сталину". В документе Политуправления ГУСМП "О мерах ликвидации последствий вредитель ства на советских рудниках острова Шпицберген" в 1937 г. говорилось: "На самом производстве, на рудниках безнаказанно орудует шайка врагов, орга низующих диверсионно-вредительские акты. (...) В зимовку 1937 г. имелось около 200 бывших членов партии, обнаруживались лица, бежавшие из ДОПРа, и т. д."2 Но однозначно согласиться с этими выводами или опровергнуть их на основании изученных материалов нельзя. Вероятнее все же, что здесь имели место не диверсии, а халатность, нарушение техники безопасности. С середины 1950-х гг. все случаи гибели шахтеров были связаны лишь с производственной деятельностью. Вопросы снижения травматизма, соблю дения техники безопасности постоянно обсуждались па партийных собраниях и совещаниях различного уровня. Сохранение жизни и здоровья рабочих было одним из главных показателей в оценке деятельности треста. С 1953 г. ежегодное число смертельных случаев резко сократилось и далее остава лось на примерно одном уровне. Но 29 августа 1996 г. случилась самая большая беда за всю историю "Арктикугля": при заходе на посадку в условиях плохой видимости недалеко от аэропорта Лонгиербюен разбился российский лайнер Ту-154М компании "Внуковские авиалинии". На борту находились сменный московский экипаж (11 человек) и 130 пассажиров, большинство из которых были работниками треста. Говорят, "беда не приходит одна". Так случилось и здесь: в сентябре 1997 г. произошел взрыв в шахте в Баренцбурге. Из 57 человек, находив шихся в тот момент под землей, вернулись на поверхность лишь 34. В память о погибших в Баренцбурге построена православная часовня. ' ГАМО. Ф. П-17. Оп. 1.Д. 19. Л. 105. 2 ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 9. Л. 90.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz