Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.

16 В начале XX в. обозначилась топливная проблема Кольского полуост­ рова. Создание порта Александровск (г. Полярный) в 1899 г. обусловило увеличение поставок угля для снабжения русских судов. Строительство в Мурманске порта и железной дороги (с 1915 г.) потребовало еще более увеличить завоз угля на Кольский Север. Железная дорога начала строиться лишь в годы Первой мировой войны. Даже после сдачи ее в эксплуатацию справиться с объемом перевозок этого топлива железнодорожники не могли. Необходимость создания надежной базы углеснабжения на Севере заставила русские власти обратить внимание на потенциал Шпицбергена. Уже в 1911 г. в Александровск было доставлено 50000 пудов шпицбергенского угля, добы­ того американской компанией1. Но надеяться на иностранные поставки было неразумно, тем более в условиях нарастающей международной конкуренции в Арктике. Поэтому русские власти всерьез озаботились созданием собственных угледобы­ вающих предприятий на Шпицбергене. Первым шагом стала организация геологоразведочных экспедиций. Отличительной чертой первых российских экспедиций на Шпицбер­ ген для поисков угля было активное участие государства в их организации, хотя формально они носили частный характер. Открытое участие прави­ тельства или министерств в этих экспедициях могло дать повод для обви­ нения России в стремлении аннексировать архипелаг. Петербург же стре­ мился избежать осложнений в отношениях с европейскими соседями из-за Шпицбергена. 1.3.2. Экспедиция В. Ф. Држевецкого Первая попытка разведки (еще даже не разработки) полярного место­ рождения окончилась для россиян полным конфузом. Из Архангельска 8 августа 1911 г. вышло двухмачтовое парусное суд­ но "Жак Картье". В состав экспедиции входили: 11) В. Ф. Држевецкий, старший специалист по рыбным и звериным промыслам Архан­ гельской губернии - начальник экспедиции; 2) Н. И. Величко - владелец яхты; 3) В. Н. Серебренников, запасной мичман флота - капитан судна и гидролог; 4) Н. Н. Серебренников -- фотограф; 5) P. JI. Самойлович - горный инженер; 6) В. А. Вейшпток - топограф; 7) Раввин - переводчик и 12 человек команды из поморов"2. ' РГИА. Ф. 92. On. 1. Д. 517. Л. 25. ’ РГИА. Ф. 1234. Оп. 190. Д. 351. Л. 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz