Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.
16 В начале XX в. обозначилась топливная проблема Кольского полуост рова. Создание порта Александровск (г. Полярный) в 1899 г. обусловило увеличение поставок угля для снабжения русских судов. Строительство в Мурманске порта и железной дороги (с 1915 г.) потребовало еще более увеличить завоз угля на Кольский Север. Железная дорога начала строиться лишь в годы Первой мировой войны. Даже после сдачи ее в эксплуатацию справиться с объемом перевозок этого топлива железнодорожники не могли. Необходимость создания надежной базы углеснабжения на Севере заставила русские власти обратить внимание на потенциал Шпицбергена. Уже в 1911 г. в Александровск было доставлено 50000 пудов шпицбергенского угля, добы того американской компанией1. Но надеяться на иностранные поставки было неразумно, тем более в условиях нарастающей международной конкуренции в Арктике. Поэтому русские власти всерьез озаботились созданием собственных угледобы вающих предприятий на Шпицбергене. Первым шагом стала организация геологоразведочных экспедиций. Отличительной чертой первых российских экспедиций на Шпицбер ген для поисков угля было активное участие государства в их организации, хотя формально они носили частный характер. Открытое участие прави тельства или министерств в этих экспедициях могло дать повод для обви нения России в стремлении аннексировать архипелаг. Петербург же стре мился избежать осложнений в отношениях с европейскими соседями из-за Шпицбергена. 1.3.2. Экспедиция В. Ф. Држевецкого Первая попытка разведки (еще даже не разработки) полярного место рождения окончилась для россиян полным конфузом. Из Архангельска 8 августа 1911 г. вышло двухмачтовое парусное суд но "Жак Картье". В состав экспедиции входили: 11) В. Ф. Држевецкий, старший специалист по рыбным и звериным промыслам Архан гельской губернии - начальник экспедиции; 2) Н. И. Величко - владелец яхты; 3) В. Н. Серебренников, запасной мичман флота - капитан судна и гидролог; 4) Н. Н. Серебренников -- фотограф; 5) P. JI. Самойлович - горный инженер; 6) В. А. Вейшпток - топограф; 7) Раввин - переводчик и 12 человек команды из поморов"2. ' РГИА. Ф. 92. On. 1. Д. 517. Л. 25. ’ РГИА. Ф. 1234. Оп. 190. Д. 351. Л. 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz