Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.

15 зит отставание от других государств в промышленной эксплуатации гор­ ных богатств архипелага. В 1910 г. Совет министров отмечал: "Между тем, с каждым годом иностранная промышленность на Шпицбергене все более и более развивается, тогда как русские предприниматели продолжают воздержи­ ваться от участия в эксплуатации местных богатств; при таких обстоятельствах можно опасаться, что с течением времени России придется сойти на второй ішан перед той иностранной державой, положение которой на Шпицбергенских островах окажется наиболее прочным"1. На рубеже ХІХ-ХХ вв. усилилась международная активность в Запад­ ном секторе Арктики. В связи с этим быстро возрастало геополитическое значение Шпицбергена, который тогда еще никому не принадлежал. По этому поводу в материалах Особого совещания по топливу в 1916 г. отмечалось государственное значение угольного дела на Шпицбергене: "Автономный угольный район для флота в глубоком тылу, независимый от состоя­ ния внутреннего рынка и провозимоспособносги железных дорог, с незамерзающим пор­ том на Мурмане. Разгрузка во время войны железных дорог от необходимости доставки угля с Юга Начало освобождения во время войны флота и северных портов от иностран­ ного угля, а после войны - вытеснение заграничного угля также из портов Балтийского моря"2. Кроме того, Шпицберген представлял интерес и как база для флота при организации торгового мореплавания из Сибири в Европу. Совет ми­ нистров в 1910 г. заявлял: "Значение Шпицбергенских островов для России прежде всего стратегическое, так как существует предположение устроить военную гавань на Мурмане, находящемся всего в суточном переходе от архипелага. Притом же, на Шпицбергене имеется уголь, пригодный для военных судов. Кроме того, не следует забывать, что остров находится на пути следования судов в устья сибирских рек, ввиду чего представлялось бы весьма важным с точки зрения русских торговых интересов не допускать преобладания на архи­ пелаге какой-либо иностранной державы. Точно также и в промышленном отношении Шпицберген, изобилующий рыбными и звериными промыслами, может- представить серьезный интерес, хотя, к сожалению, в настоящее время русские промышленники почти не появляются в названном архипелаге (не совсем ясно, о какой военной гавани идет речь-ведь Александровск уже существовал в то время. - А. П.)"3. Россия была заинтересована в своем присутствии на архипелаге. Но втяги­ ваться в военный конфликт по поводу утверждения прав на Шпицберген у государства не было сил и средств. 1РГИА. Ф. 1276. Оп. 9. Д. 150. Л. 32. 2 РГИА. Ф. 92. О п.1.Д. 517. Л. 1. 3РГИА. Ф. 1276. Оп. 9. Д. 150. Л. 31.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz