Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.
159 для пропагандистов системы политической и экономической учебы. Осмотр музейной коллекции входит в обязательную программу, разработанную для туристов, посещающих советский поселок. 8.3. Средства массовой информации на архипелаге Средства массовой информации принято называть "четвертой властью". Возможности воздействия СМИ на сознание людей и формирование их пове дения велики. В довоенные годы наибольшее значение среди средств массо вой информации имели печать и радио. В полной мере это было справед ливо в отношении советских поселков на архипелаге. В "Памятке для трудящегося, уезжающего на работу на остров Шпиц берген" (1937 г.) написано так: «Баренцбург имеет свою печатную газету "Полярная кочегарка", которая выпус кается каждую шестидневку тиражом, обеспечивающим экземпляром каждые два чело века, и "Полярная кочегарка" выпускается ежедневно по радио. Печатная и радиогазета содержит в себе ТЛСС "последние известия" с материка, передовые центральных газет, принятых по радио, местный материал на производственные и бытовые темы, фельетоны, очерки, сводки погоды и объявления. Почти что каждый цех и шахта имеют свои стенные газеты. Здесь так же, как и на мате рике, происходит подписка на газеты и журналы, которые получают трудящиеся с рей сами пароходов»1. Попытки издавать общерудничную газету-многотиражку предприни мали уже в первые годы работы "Арктикугля". В информации "О состоянии партийной работы на острове Шпицбер ген", переданной в Политотдел ГУСМП по итогам зимовки 1934-1935 гг., отмечалось: "В начале зимовки мы сделали попытку выпускать свою общерудничную газету, однако после выпуска трех номеров, в силу необеспеченности техническими кадрами прекратили выпуск таковой и переключились на участковые и цеховые стенгазеты. Всего с 1-го января выпущено свыше 50 номеров участковых и цеховых стенгазет. Кроме этого, выпущено 27 номеров радиогазеты по установленным свыше 200 радиоточкам ежедневно транслировали, как известия ТАСС, а также и музыкаль ные концерты”2. Значение рудничной газеты для политической работы в массах трудя щихся было слишком велико, чтобы партийное руководство могло смириться 1ГАМО. Ф. 11-17. On. 1. Д. 10. Л. 9. 2 ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 2. Л. 20.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz