Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.

14 Первые результаты деятельности угледобывающих компаний на полярном архипелаге обнадеживали предпринимателей. В результате на Шпицберген обратили внимание деловые люди многих стран. В 1910—1920 гг. возникло около 100 компаний, заявивших о своих планах добычи арктического угля. Но на деле лишь некоторые из них действительно стремились к этому. Угольные участки стали объектом купли-продажи. Промышленная добыча полярного угля еще только зарождалась, а угленосные участки на архипе­ лаге уже успели несколько раз сменить своих владельцев. Война затруднила связи большинства европейских стран с архипела­ гом, чем воспользовались норвежцы, у которых этих трудностей почти не возникало. Они стали усиленно скупать угленосные участки у прежних владельцев. В 1916 г. в Норвегии при содействии правительства был создан угольный синдикат для разработки копей Шпицбергена. В период Первой мировой войны промышленную добычу угля на архипелаге вели лишь норвежцы и шведы. В июне 1916 г. российское Особое совещание по топливу отмечало: «С 1908 г. 1 американское общество и с нынешнего года 2 норвежских и 1 швед­ ское общество организовали добычу в крупном масштабе. (Капиталы от 2 до 10 милл.) Все оставшиеся свободные земли скуплены норвежцами, и ныне Русское шпицберген­ ское акц. о-во является единственным русским владельцем на острове. Вырабатыва­ емым углем снабжаются пароходы двух крупнейших обществ Норвегии ("Бергенска" и "Норденшельдска"), а также - железные дороги (в документе не упомянут второй русский владелец • акционерное общество "Грумант". Вероятно, потому, что инициа­ тива составления этой деловой бумаги исходила от руководства Русского шпицберген­ ского акционерною общества. - А . Я.)»1. После войны и норвежцы, и шведы предприняли активные попытки оживить работу своих полярных шахт. Причем норвежцы сделали это при помощи русского инженера2. 1.3. Начало геологоразведочных работ россиян на Шпицбергене 1.3.1. Необходимость российской добычи угля на архипелаге Россия позже других стран включилась в процесс добычи угля на Шпицбергене. Русское правительство в начале XX в. осознало, чем гро- ' РГИА. Ф. 92. Оп. 1.Д. 517. JI. !. ' Доброхотов Л. Мурман и шпицбергенский уголь // Красный Мурман. 1921. № 4-5. С. 13.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz