Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.

147 "шайка врагов народа, часть которых ныне разоблачена органами НКВД, другая часть продолжает вести свою вредительскую работу, оставаясь на работе в этой системе"1. Но вряд ли эти категорические обвинения можно признать справедли­ выми. Скорее, "бдительные товарищи" пытались найти подрывную деятель­ ность там, где были неорганизованность и некомпетентность. 8.1.2. Школы Шпицбергена в послевоенные годы Среди тех, кто ехал на работу в Арктику, в послевоенные годы было много людей, которые по вполне понятным причинам не смогли получить среднего образования. Чтобы помочь взрослым людям получить образова­ ние, по всей стране создавались в те годы вечерние школы рабочей моло­ дежи. Организовали ее и на Шпицбергене. Эта школа работала на Шпицбергене с 1958 г. - сначала как консуль­ тационный пункт Мурманской заочной школы рабочей молодежи на руд­ никах Баренцбург и Пирамида (иногда ее именовали в документах филиа­ лом школы моряков г. Мурманска). В. А. Гуреев так пишет об этой школе: "Впервые мысль о ее создании на Шпицбергене возникла еще в 1955 году, а дву­ мя годами позже всех желающих продолжить свое образование приняли в Мурманскую областную заочную школу моряков. Попутными рыболовецкими судами добирались на архипелаг преподаватели, давали учащимся необходимые консультации. Выполнен­ ные контрольные работы пересылались на материк почтой"2. Но такой вариант обучения имел много недостатков. Одним из глав­ ных было то, что организовать ритмичную, планомерную работу консуль­ тационной заочной школы на острове было практически невозможно из-за сложностей сообщения с материком, особенно зимой. Поэтому логическим развитием системы образования на архипелаге стало создание самостоя­ тельной, постоянно действующей вечерней школы. Решение об ее откры­ тии вместо филиала заочной школы моряков было принято Мурманским облисполкомом в 1960 г. Но еще в августе 1960 г. с тревогой отмечали, что "штат преподавателей полностью пока не укомплектован и помещения к началу учеб­ ного года не готовы"3. 1ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 9. Л. 8S. 2Гуреев В. Двенадцать незабываемых лет. С. 123. 5 ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 210. Л. 22.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz