Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.
132 о неблагополучии, все просьбы об оказании помощи оставлялись без внимания. Напротив того, со стороны руководства ГУСМП иногда проводилась линия на создание затруд нений на месте. Так было, например, с вопросом введения единых цен, когда это меро приятие привело к значительному снижению реальной зарплаты рабочих, вызвавшему недовольство рабочих"1. Из этого следовал вывод: необходимо "немедленно провести чистку аппаратов Арктикугля и ГГУ, изгнав оттуда организато ров и пособников вредительства, с привлечением их к законной ответственности"2. В письме руководства ГУСМП Генеральному прокурору СССР от 31 декабря 1937 г. прямо говорилось, что "крупные недостатки в работе и условиях жизни на рудниках... были в основном вызваны не деятельностью нач. треста Костина, а вредительскими элементами под руководством уже арестованных врагов народа"3. Таким образом, все негативные явления нашли объяснение вполне в духе времени: обычную бесхозяйственность, разгильдяйство и голово тяпство, являвшиеся следствием низкой квалификации работников и плохого их подбора, превратили в результат целенаправленной организованной под польной вредительской антисоветской деятельности. 7.3. Снабжение рудников в послевоенные годы Огромное значение для успешной жизни и работы на Шпицбергене имело хорошее снабжение с материка. Кроме обеспечения необходимого объема продовольствия, грузов для производственной деятельности и дру гих жизненно необходимых для полярников вещей, на остров завозились и "товары повышенного спроса". Этот "дефицит" предназначался для того, чтобы при отъезде домой человек, проработавший в Арктике два года (а то и больше, если договор был продлен), мог приобрести не только необходимое для "гражданской жизни" на материке, но и те товары, кото рые были малодоступны жителям континента. Это была своего рода ком пенсация за тяжелые условия труда в Арктике. Сравнительно короткий период навигации требовал слаженной работы многочисленных организаций, от которых зависела поставка и перевозка грузов на архипелаг. Опыт был накоплен еще до войны. И в целом снабже- ' ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 9. Л. 90. 2Там же. J1. 93. 3Там же. JI. 100.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz